Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза
Страница 59

Наконец, заключительным разделом оценки воздействия на литосферу, является геоморфологического строения местности с динамическими тенденциями современных процессов рельефообразования и пролгноз возможного изменения этих тенденций (в сторону усиления или сокращения) под влиянием осуществления данного проекта. Оценке подлежат процессы водной и ветровой эрозии, карстообразования, многолетнемерзлотные явления, а также процессы, связанные с подтоплением территории, а также их прямые и косвенные последствия для других оцениваемых факторов. Литосфера тоже испытывает прямые и косвенные воздействия изменений других факторов, которые также необходимо выявить и оценить.

Отличительной чертой литосферы как геосферной оболочки является её многокомпонентность, включающая в себя рельеф, поверхностную часть литосферы (собственно геологическую среду) и развитые на территории природные и антропогенные геологические процессы. Соответственно, требуется большой набор критериев оценки и особые подходы к их интеграции. Многие вопросы в этой области регламентируются имеющимися нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами.

Прямые критерии оценки. Наиболее известны геохимические критерии. Их применение основано на сопоставлении существующего загрязнения литосферы с и её компонентов (вместе с подземными водами) с ПДК или фоном с учетом токсичности вещества-загрязнителя (ЗВ). По аналогии с атмосферой и водами, в общем виде такая оценка с ранжированием по классам, представлена в табл. 4. Предлагаемая таблица позволяет оценить состояние литосферы и её компонентов по любому ЗВ или их сумме.

Таблица 4

Геохимические критерии оценки состояния литосферы

ОЦЕНОЧНЫЕ

Классы состояния поверхностных вод

ПОКАЗАТЕЛИ

I ‑ норма

(Н)

II ‑ риск

(Р)

III ‑ кризис

(К)

IV – бедствие

(Б)

 

Концентрации всех определяемых элементов и соединений

фоновые или ниже ПДК

1--5 ПДК (2-й и 3-й классы опасности);

1 ПДК (1-й класс опасности)

5--10 ПДК (2-й и 3-й классы опасности);

1‑5 ПДК (1-й класс опасности)

Более 10 ПДК (2-й и 3-й классы опасности);

более 5 ПДК (1-й класс опасности)

 

Приведеныые в таблице классы состояния литосферы соответствуют:

Страницы: 55 56 57 58 59 60 61 62 63

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ , дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов - зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные "первичные" нарушения вызывают ряд "вторичных" отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин "дефективные дети" в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории "дети с отклонениями", "исключительные дети" и др.

ПОРСЕНА (Porsena) , царь этрусского г. Клузий. По преданию, воевал с Римом в 508-507 до н. э. за восстановление власти этрусской династии Тарквиниев, изгнанных из Рима ок. 6 в. до н. э. Согласно одной версии, взял Рим, согласно другой - заключил почетный для Рима мир.

ИППОЛИТ (Hippolytus) Римский (ок . 170 - ок. 236), христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор полемического труда "Обличение всех ересей" и других догматико-полемических, апологетических и экзегетических сочинений (на греческом языке). Память в Православной церкви 30 января (12 февраля), в Католической - 13 августа.