Экология Москвы
Экология Москвы
Страница 20

Наибольшую опасность для растительных сообществ представляют загрязнение водного и воздушного бассейнов, почв, а также избыточное рекреационное воздействие.

Ответная реакция растительности на загрязнение проявляется в изменении скорости роста растений и накопления биомассы, в изменении видового состава при котором происходит выпадение ценных пород деревьев (сосны, ели, дуба, липы лиственницы). Атмосферные загрязнения, воздействуя на целые растения и отдельные их части, вызывают в них различные процессы, отрицательно сказывающиеся на состоянии всего биоценоза. Так, повышенное содержание в воздухе оксидов азота, которые наряду с двуокисью серы, являются наиболее опасными для растений, вызывает «позеленение» стволов нижних ветвей деревьев. «Позеленение» связанно с чрезмерным разрастанием на коре деревьев мелких водорослей, получающих необходимое им питание из воздуха. Это явление стало особенно заметным в последние годы.

Наиболее ослабленное состояние характерно для хвойных лесов (соняков, ельников), которые в или степени имеют признаки техногенного поражения. Это выражается в сокращении жизни хвои (с 4-6 до 1-4 лет у сосны и с 9-14 до 2-6 лет у ели), ее побурение, изреживание крон, суховершинности, падение бонитета хвойных насаждений.

Лиственные породы более устойчивы к загрязнению окружающей среды, но техногенные поражения характерны и для них, особенно в зонах влияния выбросов автотранспорта и промышленных предприятий.

Под влиянием техногенных факторов в зеленой массе растений уменьшается содержание хлорофилла. Ткани растений изменяют цвет на желтый, охристый, растение поражает хлороз. Более сильное поражение вызывает некроз тканей, при этом листья покрываются пятнами красно-бурого, коричневого цвета или лишаются участков тканей.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА , 1) в древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счета. 2) В Др. Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка. 3) В современной Великобритании и некоторых странах Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. 4) В России 17 в. школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы.

ШМИДТ Карл Генрихович (Карл Эрнест Генрих) (1822-94) , российский химик, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Труды по аналитической, физиологической и органической химии.

БОГДАНОВ Алексей Алексеевич (р . 1935), биохимик, академик РАН (1994). Исследования структуры нуклеопротеидов (главным образом рибосом). Работы по строению вирусных РНК и механизму сборки вирусных частиц. Государственная премия СССР (1986).