Экология почвы
Экология почвы
Страница 21

Однако полностью, повсеместно и одновременно исключить нарушение и деградацию земель в результате хозяйственной деятельности практически не представляется возможным. Поэтому меры физической охраны земель должны сочетаться с мерами их правовой и экономической защиты.

Первоначально на Западе были предприняты попытки с помощью налогов и платежей создать экологический механизм природопользования, встроенный в рыночный, который бы автоматически восстанавливал равновесие системы, нарушаемое “внешними издержками”, по принципу “платит тот, кто загрязняет”. Идея этой концепции экономического регулирования выглядела достаточно просто: если заставить платить предпринимателя за нарушение и загрязнение среды, он предпримет все необходимое, чтобы до минимума уменьшить это влияние или избежать его вовсе. Считалось, что обложение предпринимателя таким налогом будет выполнять функцию «цены» за ухудшение среды, ставка же налога должна была, по логике вещей, быть равной величине ущерба, наносимого окружающей среде за год.

Однако природоохранительное регулирование на основе налога оказалось в целом ряде случаев неэффективным, в первую очередь из-за сверх затратного характера этого метода. Кроме того, возникли серьезные трудности установления в каждом отдельном случае достоверной величины выбросов разнообразных загрязнителей, экологического ущерба, его денежной оценки и др. В результате данный метод был отвергнут практикой.

Ему на смену был разработан другой метод - платежей за загрязнение. Отличие платежей от налогов состоит в том, что, во-первых, в качестве базы расчетов ставок платежей выступает не нанесенный ущерб, а стоимость его предотвращения, например, производимых выбросов и сбросов загрязнителей. Побудительный экономический эффект в таком случае создается при непременном условии, что ставка платежей (по каждому загрязняющему веществу, например, пыли, сдуваемой с 1 га поверхности отвалов) должна слегка превышать затраты предприятий на предотвращение выбросов единицы этих веществ. Другое отличие метода платежей состоит в том, что отчисленные средства могут быть отнесены на счет производственных издержек и, следовательно, возмещаться через цены на продукцию. Однако и этот метод практика отклонила.

Механизм регулирования через налоги и платежи оказался неэкономичным, так как общественные издержки на охрану среды от загрязнения складываются из затрат предприятия на сокращение загрязнения и тех же затрат на уплату налогов или платежей, поскольку их выплата не дает предприятиям права загрязнять природную среду. В результате суммарные затраты общества намного превышают тот объем затрат, который реально необходим для предотвращения загрязнения. Методы налогов и платежей вполне способны разорить даже экономически сильные предприятия. (Здесь нельзя отметить, что сегодня эти методы, оказавшиеся неприемлимыми для стран с рыночной экономикой пытаются ввести в практику природопользования в нашей стране.)

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АКАДЕМИЯ НАУК , высшее научное учреждение Чешской республики. Организована в 1993 в Праге (предшественники: Чешское королевское научное общество, 1790; Чешская академия наук, словесности и искусств, 1890; Чехословацкая академия наук, 1952).

ИБН САУД (1880-1953) , король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны за объединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государства Хиджаз, Неджд.

ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ ФОРМУЛА , процентное соотношение различных форм лейкоцитов в крови (в окрашенном мазке). Изменения лейкоцитарной формулы могут быть типичными для определенного заболевания.