Экология почвы
Экология почвы
Страница 21

Однако полностью, повсеместно и одновременно исключить нарушение и деградацию земель в результате хозяйственной деятельности практически не представляется возможным. Поэтому меры физической охраны земель должны сочетаться с мерами их правовой и экономической защиты.

Первоначально на Западе были предприняты попытки с помощью налогов и платежей создать экологический механизм природопользования, встроенный в рыночный, который бы автоматически восстанавливал равновесие системы, нарушаемое “внешними издержками”, по принципу “платит тот, кто загрязняет”. Идея этой концепции экономического регулирования выглядела достаточно просто: если заставить платить предпринимателя за нарушение и загрязнение среды, он предпримет все необходимое, чтобы до минимума уменьшить это влияние или избежать его вовсе. Считалось, что обложение предпринимателя таким налогом будет выполнять функцию «цены» за ухудшение среды, ставка же налога должна была, по логике вещей, быть равной величине ущерба, наносимого окружающей среде за год.

Однако природоохранительное регулирование на основе налога оказалось в целом ряде случаев неэффективным, в первую очередь из-за сверх затратного характера этого метода. Кроме того, возникли серьезные трудности установления в каждом отдельном случае достоверной величины выбросов разнообразных загрязнителей, экологического ущерба, его денежной оценки и др. В результате данный метод был отвергнут практикой.

Ему на смену был разработан другой метод - платежей за загрязнение. Отличие платежей от налогов состоит в том, что, во-первых, в качестве базы расчетов ставок платежей выступает не нанесенный ущерб, а стоимость его предотвращения, например, производимых выбросов и сбросов загрязнителей. Побудительный экономический эффект в таком случае создается при непременном условии, что ставка платежей (по каждому загрязняющему веществу, например, пыли, сдуваемой с 1 га поверхности отвалов) должна слегка превышать затраты предприятий на предотвращение выбросов единицы этих веществ. Другое отличие метода платежей состоит в том, что отчисленные средства могут быть отнесены на счет производственных издержек и, следовательно, возмещаться через цены на продукцию. Однако и этот метод практика отклонила.

Механизм регулирования через налоги и платежи оказался неэкономичным, так как общественные издержки на охрану среды от загрязнения складываются из затрат предприятия на сокращение загрязнения и тех же затрат на уплату налогов или платежей, поскольку их выплата не дает предприятиям права загрязнять природную среду. В результате суммарные затраты общества намного превышают тот объем затрат, который реально необходим для предотвращения загрязнения. Методы налогов и платежей вполне способны разорить даже экономически сильные предприятия. (Здесь нельзя отметить, что сегодня эти методы, оказавшиеся неприемлимыми для стран с рыночной экономикой пытаются ввести в практику природопользования в нашей стране.)

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

АТТИК Севастийский (ум . ок. 320), христианский мученик-воин, пострадавший в Севастии в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 3 (16) ноября.

ИРАН , Исламская Республика Иран (Джомхурийе Эсламийе Иран) (до 1935 Персия), государство в Юго-Зап. Азии. 1,65 млн. км2. Население 61 млн. человек (1993); персы, а также азербайджанцы, курды и др. Городское население ок. 57% (1992). Официальный язык - персидский (фарси). Государственная религия - ислам (шиитского толка). Административно-территориальное деление: 24 остана (провинции). Столица - Тегеран. По конституции высшее официальное лицо - Руководитель или Руководящий совет. Высший официальный пост - президент. Законодательная власть - у однопалатного Собрания исламского совета (меджлиса). Омывается на юге и юго-западе Оманским и Персидским зал., на севере - Каспийским м. Большая часть Ирана - Иранское нагорье. На севере - хр. Эльбурс (вулкан Демавенд, 5604 м), на юго-западе - горная система Загрос. Климат субтропический, сухой (в Тегеране средние температуры января 2 °С, июля 29 °С), на побережьях Персидского и Оманского зал. тропический (в Джаске соответственно 19 и 32 °С). Осадков на большей части Ирана до 500 мм, на северных склонах Эльбурса и на Южно-Каспийской низм. до 2000 мм в год. Реки Карун, Сефидруд; озера - Урмия и Хамун. Преобладают пустыни и полупустыни; на северных склонах Эльбурса - влажные широколиственные леса. Национальные парки: Кевир, Гулистан, Урмия, Центральноэльбрусский и др. В нач. 3-го тыс. до н. э. на территории Ирана сложились древнейшие государственные образования; в сер. 6 в. до н. э. - государство Ахеменидов. В 3-7 вв. н. э. при Сасанидах началась феодализация иранского общества. В сер. 7 в. Иран завоевали арабы. В сер. 11-12 вв. - под властью Сельджуков, в 13 - сер. 14 вв. - монгольские династии Хулагуидов. В нач. 16 в. утвердились Сефевиды (до 1736), с конца 18 в. - Каджары (до 1925). В последней трети 19 - нач. 20 вв. Иран превратился в полуколонию (главным образом Великобритании и России). В ходе иранской революции 1905-11 была провозглашена конституция, созван парламент (меджлис). В 1908 шах Мохаммед Али произвел переворот. Восстание в Тебризе 1908-09 было подавлено. В 1920 установлены дипломатические отношения с РСФСР и в 1921 заключен советско-иранский договор. В 1925 у власти династия Пехлеви. Со 2-й пол. 30-х гг. началось проникновение в Иран Германии. Во время 2-й мировой войны (в августе 1941) на территории Ирана были введены советские и английские войска (выведены в кон. 1945 - мае 1946). Развернувшееся с сер. 40-х гг. 20 в. демократическое и антиимпериалистическое движение было подавлено. К нач. 60-х гг. в Иране обострилось экономическое и внутриполитическое положение. В этих условиях шахское правительство приступило с нач. 60-х гг. к осуществлению реформ с целью укрепления монархического режима и военной мощи. Прозападная ориентация шахского режима и его политика модернизации страны вызывали нарастающее сопротивление религиозных кругов, стремившихся восстановить в Иране фундаментальные ценности ислама. В 1979 шах (Мохаммед Реза Пехлеви, с 1941) был вынужден покинуть страну, вернувшийся из ссылки (с 1964) лидер шиитов аятолла Хомейни провозгласил Исламскую Республику Иран. В кон. 1979 обострились отношения Ирана с Ираком, которые с 1980 переросли в вооруженный конфликт за преобладание влияния в Персидском зал. (в 1988 достигнуто перемирие). После смерти Хомейни (в 1989) руководство Ирана начало проводить прагматические реформы, во внешней политике наметился курс на вывод Ирана из международной изоляции. Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Доля в ВВП (1991/92, %): сельское хозяйство 24, промышленность 24,2 (в т. ч. нефтегазодобывающая - 8,2). Добыча нефти, газа, угля, хромитов, свинцово-цинковых, медных, марганцевых и железных руд. Производство электроэнергии 64 млрд. кВт·ч (1991/92). Нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Черная и цветная металлургия. Машиностроение и металлообработка. Пищевкусовая, текстильная промышленность. Кустарно-ремесленное производство (ковры, метизы). Главные продовольственные культуры - зерновые (пшеница, ячмень), рис, бобовые; технический хлопчатник, сахарная свекла, сахарный тростник, табак, чай. Плодоводство, бахчеводство, виноградарство, посадки ореховых и фисташковых деревьев. Экстенсивное животноводство (овцы, козы, крупный рогатый скот, верблюды и др.). Шелководство. Морское рыболовство. Длина (1991, тыс. км) железных дорог 4,6, автодорог 151,5. Тоннаж морского торгового флота 8345 тыс. т дедвейт (1992). Главные порты Персидского зал.: Хорремшехр, Бендер-Хомейни, Бушир, Харк, Абадан, Бендер-Махшехр; на Каспийском м. - Энзели, Ноушехр. Экспорт: нефть и нефтепродукты (95-99% стоимости), ковры, икра и др. Основные внешнеторговые партнеры: Германия, Италия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др. Денежная единица - риал.

ДЬЯЧЕНКО Дарья Григорьевна (1924-44) , одна из руководителей подпольной комсомольской организации "Партизанская искра" на Украине (с. Крымка Николаевской обл.) в Великую Отечественную войну, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Казнена фашистами.