Экология. Атмосферный воздух и его охрана
Экология. Атмосферный воздух и его охрана
Страница 10

Самый важный показатель качества автомобильного бензи­на—детонационная стойкость. Для повышения октанового числа в топливо вводят добавки. Самый простой метод повышения де­тонационной стойкости—добавление тетраэтилсвинца. В большин­стве стран уже приняты или - разрабатываются законодательные меры, ограничивающие и дозы этилирования, и объем потребле­ния этилированных бензинов. В СССР применение этилированных бензинов запрещено в Москве, Ленинграде, Киеве и в некоторых курортных центрах. Ограничена и величина добавки тетраэтил­свинца.

Перед учеными и инженерами возникла задача — погасить де­тонацию иными способами. Это можно сделать, скажем, обеднив топливно-воздушную смесь, но тогда на полных мощностях дви­гатель работал плохо. Добавляли к бензовоздушным смесям во­дород—получалось неплохо. Но пока широкое применение водо­рода требует большой подготовительной работы. Оставался один путь—найти иные, менее токсичные антидетонаторы. В поисках их ученые опробовали почти все элементы таблицы Менделеева и вынуждены были признать, что немногие из них могут быть ис­пользованы для этих целей. По многим причинам в числе основ­ных претендентов оказались соединения марганца.

В нашей стране работы, связанные с созданием антидетонато­ров на основе элементоорганических соединений марганца (ЦТМ), ведутся под руководством академика А. Н. Несмеянова. Уже выполнен обширный комплекс моторных и эксплуатационных ис­пытаний, а общий пробег автомобилей различных марок на топливах с присадками ТЦМ составил около 30 млн. км. Оказалось, что бензин с этими присадками обеспечивает нормальную экс­плуатацию автомобилей в диапазоне пробега 60—100 тыс. км. Каталитические нейтрализаторы отработавших газов при этом работают безотказно. А токсичность выхода остается на уровне обычных бензинов.

Значительно улучшить состав выхлопных газов можно с по­мощью различных добавок к топливу. Ученые разработали при­садку, которая снижает содержание сажи в выхлопных газах на 60—90% и канцерогенных веществ—на 40%.

В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко внедряется процесс каталитического риформинга низкооктановых бензинов. Отличие данной установки от действую­щих на других заводах заключается в том, что она позволяет эф­фективнее облагораживать горючее. В результате можно выпу­скать неэтилированные, малотоксичные бензины. Поэтому они считаются относительно чистыми. Использование их снижает за­грязненность атмосферного воздуха, увеличивает срок службы автомобильных двигателей, сокращает расход топлива.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ШНАЙДЕР (Шнейдер) (Schneider) Райнхольд (1903-58) , немецкий писатель и историк культуры. Проза (повесть "Лас Казас и Карл V", 1938), лирика, драмы, исторические, биографические и литературоведческие труды в христианско-гуманистическом духе.

ЛЕЙДЕН (Leiden) , город в Нидерландах. 112 тыс. жителей (1991). Порт в дельте Рейна. Машиностроение, полиграфическая, шерстяная, швейная промышленность. Университет. Музеи древностей, этнографический и др. Дом-музей Рембрандта. Известен с 9 в. В 16-17 вв. крупнейший центр шерстяной промышленности. В период Нидерландской революции выдержал в 1573-74 осаду испанских войск. Бывшая тюрьма Гравенстен (13-17 вв.); позднеготическая церковь Синт-Питерскерк (14-16 вв.); ратуша (16 в.); суконные ряды (17 в.).

УМЕ-ЭЛЬВ , река в Швеции. 450 км, площадь бассейна 26,7 тыс. км2. Истоки в Скандинавских горах, пересекает плоскогорье Норланд, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. Средний расход воды 510 м3/с. ГЭС. Сплавная. Близ устья - порт Умео.