Экология. Атмосферный воздух и его охрана
Экология. Атмосферный воздух и его охрана
Страница 10

Самый важный показатель качества автомобильного бензи­на—детонационная стойкость. Для повышения октанового числа в топливо вводят добавки. Самый простой метод повышения де­тонационной стойкости—добавление тетраэтилсвинца. В большин­стве стран уже приняты или - разрабатываются законодательные меры, ограничивающие и дозы этилирования, и объем потребле­ния этилированных бензинов. В СССР применение этилированных бензинов запрещено в Москве, Ленинграде, Киеве и в некоторых курортных центрах. Ограничена и величина добавки тетраэтил­свинца.

Перед учеными и инженерами возникла задача — погасить де­тонацию иными способами. Это можно сделать, скажем, обеднив топливно-воздушную смесь, но тогда на полных мощностях дви­гатель работал плохо. Добавляли к бензовоздушным смесям во­дород—получалось неплохо. Но пока широкое применение водо­рода требует большой подготовительной работы. Оставался один путь—найти иные, менее токсичные антидетонаторы. В поисках их ученые опробовали почти все элементы таблицы Менделеева и вынуждены были признать, что немногие из них могут быть ис­пользованы для этих целей. По многим причинам в числе основ­ных претендентов оказались соединения марганца.

В нашей стране работы, связанные с созданием антидетонато­ров на основе элементоорганических соединений марганца (ЦТМ), ведутся под руководством академика А. Н. Несмеянова. Уже выполнен обширный комплекс моторных и эксплуатационных ис­пытаний, а общий пробег автомобилей различных марок на топливах с присадками ТЦМ составил около 30 млн. км. Оказалось, что бензин с этими присадками обеспечивает нормальную экс­плуатацию автомобилей в диапазоне пробега 60—100 тыс. км. Каталитические нейтрализаторы отработавших газов при этом работают безотказно. А токсичность выхода остается на уровне обычных бензинов.

Значительно улучшить состав выхлопных газов можно с по­мощью различных добавок к топливу. Ученые разработали при­садку, которая снижает содержание сажи в выхлопных газах на 60—90% и канцерогенных веществ—на 40%.

В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко внедряется процесс каталитического риформинга низкооктановых бензинов. Отличие данной установки от действую­щих на других заводах заключается в том, что она позволяет эф­фективнее облагораживать горючее. В результате можно выпу­скать неэтилированные, малотоксичные бензины. Поэтому они считаются относительно чистыми. Использование их снижает за­грязненность атмосферного воздуха, увеличивает срок службы автомобильных двигателей, сокращает расход топлива.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

СТЕЛЬМАХ Михаил Афанасьевич (1912-83) , украинский писатель, академик АН Украины (1978), Герой Социалистического Труда (1972). Трилогия "Хлеб и соль" (1959), "Кровь людская - не водица" (1957), "Большая родня" (1949-50); романы "Правда и кривда" (1961), "Дума про тебя" (1969), "Четыре брода" (1979) о жизни украинской деревни от Революции 1905-07 до 70-х гг. написаны по канонам социалистического реализма. Пьесы, повести, стихи для детей. Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1951).

ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович (1842-1900) , грузинский писатель и публицист. Один из организаторов группы "Меоре-даси". Романы "Гулкан" (1868), "Первый шаг" (ч. 1-2, 1890-91), повести, рассказы реалистически рисуют разложение крепостнического быта.

БУСТАН , город (с 1983) в Узбекистане, Каракалпакия, в 70 км от ж.-д. ст. Ургенч. 9,2 тыс. жителей (1991). Хлопкоочистительный завод и др.