Экологические проблемы народонаселения
Экологические проблемы народонаселения
Страница 9

Другой особенностью стационарных источников является то, что их сбросы в атмосферу, в отличие от мобильных источников, происходят, как правило, на большой высоте, что приводит к то­му, что производимые ими загрязнения распространяются на боль­шой территории (в зависимости от высоты труб). Эти зоны, накладываясь друг на друга, образуют области устойчивых загряз­нений в промышленных районах города, распространяющихся на высоту до 150 м и более.

Как уже указывалось, доля стационарных источников загряз­нения атмосферы городов имеет тенденцию к неуклонному сокра­щению, и это объясняется не столько ростом автомобильного пар­ка, сколько тем, что уменьшить объем выбросов у стационарных источников значительно проще, чем у автомобилей. Оно производится одновременным проведением ряда мероприятий: введением центрального отопления, ликвидацией мелких котельных, газифи­кацией промышленного производства и топливно-энергетического комплекса, установкой газоочистных систем. Важно отметить, что существующие ныне проекты сероулавливающих установок позволяют уже в ближайшее время превратить крупные города в мощные источники производства серосодержащих соединений и в первую очередь серной кислоты. Так, при утилизации 90% сер­нистого газа, сбрасываемого ныне в атмосферу, можно получать до 170—180 т серной кислоты в сутки во время отопительного се­зона в расчете на город с 500 тыс. населения.

В настоящее время большие надежды в области охраны воз­душного бассейна связываются с максимальной газификацией промышленности и топливно-энергетического комплекса, однако эффект газификации не следует преувеличивать. Дело в том, что перевод с твердого топлива на газ, конечно, резко снижает объ­емы серосодержащих выбросов, но увеличивает выбросы окислов азота, утилизация которых еще является технически пробле­матичной. Сходная ситуация складывается и при сокращении вы­бросов угарного газа, являющегося продуктом неполного сгорания топлива. Совершенствуя режимы горения, можно свести выбросы угарного газа до минимума, но одновременно с повышением тем­пературы увеличивается и окисление атмосферного азота, приво­дящее к росту объемов окислов азота, сбрасываемых в атмосферу. В отличие от стационарных источников загрязнение воздушного бассейна автотранспортом происходит на небольшой высоте и практически всегда имеет локальный характер. Так, концентрации загрязнений, производимых автомобильным транспортом, быстро уменьшаются по мере отдаления от транспортной магистрали, а при наличии достаточно высоких преград (например, в закры­тых дворах домов) могут снижаться более чем в 10 раз.

В целом выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автома­шин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду бо­лее 200 веществ и соединений, обладающих токсическим дейст­вием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов и некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий вы­раженным канцерогенным эффектом.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

РЕГРЕССИЯ моря , медленное ("вековое") отступание моря от берегов, происходящее вследствие поднятия суши, опускания океанического дна или уменьшения объема воды в океаническом бассейне (напр., во время ледниковых эпох). Регрессии неоднократно происходили на протяжении геологической истории, совпадая с эпохами горообразования. Современная геологическая эпоха - время регрессии, связанной с альпийским горообразованием. См. также Трансгрессия.

ФОРМОЗА , остров у юго-восточного побережья Азии, см. Тайвань.

РАЕВСКИЙ Владимир Федосеевич (1795-1872) , декабрист, майор, адъютант М. Ф. Орлова, поэт. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член "Союза благоденствия" и Южного общества. В 1822 за пропаганду среди солдат заключен в крепость. В 1827-56 на поселении в Иркутской губ. Автор воспоминаний.