Экологические проблемы развития автомобильного транспорта
Экологические проблемы развития автомобильного транспорта
Страница 5

Наиболее распространенным и токсичным транспортным за­грязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в поч­ве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона - 32 мг/кг.

По некоторым данным содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят по­вышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при со­держании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.

В США в конце 70-х годов были опубликованы данные иссле­дований, свидетельствующие, что в каждом погонном метре защит­ной полосы шириной 100 м дороги с интенсивностью движения 90 тыс. авт./сут за 10 лет эксплуатации аккумулировалось 3 кг свинца. Это послужило действенным аргументом в пользу ограничения при­менения свинцовых добавок. По данным, полученным в Голландии, при общем фоновом содержании свинца в траве 5 мг/кг сухого веса, на обочинах его оказалось в 40 раз, а на разделительной полосе - в 100 раз больше. Эти данные дали основание запретить использова­ние дня фуража травы в полосе 150 м от автомагистралей.

Согласно выполненных латвийскими учеными замеров кон­центрация металлов в почве на глубине 5-10 см вдвое меньше, чем в поверхностном слое до 5 см. Наибольшее количество отложений обнаружено на расстоянии 7-15 м от края проезжей части. Уста­новлено, что через 25 м концентрация снижается примерно вдвое и через 100 м приближается к фоновой. Учитывая, однако, что до половины свинцовых частиц не выпадает сразу на землю, разно­сится с аэрозолями, выбросы свинца, хоть и в меньшей концен­трации, могут откладываться на больших расстояниях от дороги.

Выше было отмечено, что контроль за отложениями выбросов других металлов, вследствие их не токсичности (железо, медь) или малого содержания нормативными документами, не установлен. При необходимости, имея данные об эмиссии, можно без большой ошибки использовать изложенную методику и для других тяже­лых металлов. Реальное распределение загрязнений в основном подтверждает возможность применения упрощенных способов расчета, основанных на статистической обработке натурных за­меров. Но из-за неучета многих влияющих факторов объективная точность таких расчетов невелика и для случаев, когда назначе­ние защитной полосы или строительство специальных защитных сооружений связано со значительными затратами; следовало бы применять более надежные методы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЕГОРОВА Любовь Ивановна (р . 1966), российская спортсменка, заслуженный мастер спорта России (1994), Герой Российской Федерации (1994). Многократная чемпионка Олимпийских игр (1992, 1994), и мира (1991, 1993) в различных видах лыжных гонок. Обладательница Кубка мира (1993).

ВЯЗЬМА , город в Российской Федерации, Смоленская обл., на р. Вязьма. Железнодорожный узел. 59,9 тыс. жителей (1992). Машиностроительный, графитовых изделий, кожевенный заводы; льнокомбинат. Известен с 1239. Церковь Одигитрии Смоленской, Троицкий собор (оба - 17 в.). Историко-краеведческий музей. В Отечественную войну 1812 ок. Вязьмы русские войска 22 октября (3 ноября) нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии.

ЗЕРАВШАН (в верховьях - Матча) , река в Ср. Азии. 877 км, площадь бассейна 17,7 тыс. км2. Средний расход воды 162 м3/с. Воды разбираются для орошения, и Зеравшан не доходит до Амударьи. Низовья Зеравшана подпитываются водами Амударьи по Аму-Бухарскому каналу. Каттакурганское и Куюмазарское вдхр. В долине - города Самарканд, Бухара и др.