Экология почвы
Экология почвы
Страница 2

Сама проблема загрязнения и деградации почв была актуальна всегда. Сейчас к сказанному можно еще добавить, что в наше время антропогенное влияние сильно сказывается на природе и только растет, а почва является для нас одним из главных источником пищи и одежды, не говоря уже о том что мы по ней ходим и всегда будем находиться в тесном контакте с ней.

ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ [1, c. 9]

Почвенный покров является важнейшим природным образова­нием. Его значение для жизни общества определяется тем, что почва является основным источником продовольствия, обеспечи­вающим 97—98% продовольственных ресурсов населения планеты. Вместе с тем, почвенный покров является местом деятельности че­ловека, на котором размещается промышленное и сельскохозяй­ственное производство.

Выделяя особую роль продовольствия в жизни общества, еще В. И. Ленин указывал [2]: “Настоящие основы хозяйства — это про­довольственный фонд”.

Важнейшее свойство почвенного покрова — его плодородие, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечиваю­щих урожай сельскохозяйственных культур. Естественное плодо­родие почвы регулируется запасом питательных веществ в почве и ее водным, воздушным и тепловым режимами. Велика роль поч­венного покрова в продуктивности наземных экологических систем, так как почва питает сухопутные растения водой и многими сое­динениями и является важнейшим компонентом фотосинтетической деятельности растений. Плодородие почвы зависит и от аккумули­рованной в ней величины солнечной энергии. Живые организмы, растения и животные, населяющие Землю, фиксируют солнечную энергию в форме фито- или зоомассы. Продуктивность наземных экологических систем зависит от теплового и водного баланса зем­ной поверхности, которым определяется многообразие форм обмена материей и веществом в пределах географической оболочки пла­неты.

Анализируя значение земли для общественного производства, К. Маркс выделял два понятия: земля-материя и земля-капи­тал. Под первым из них следует понимать землю, возникшую в про­цессе ее эволюционного развития помимо воли и сознания людей и являющуюся местом поселения человека и источником его пиши. С того момента, когда земля в процессе развития человеческого общества становится средством производства, она выступает в но­вом качестве—капитала, без которого немыслим процесс труда, “ .потому что она дает рабочему . место, на котором он стоит ., а его процессу—сферу действия .” [3]. Именно по этой причине зем­ля является универсальным фактором любой человеческой дея­тельности.

Роль и место земли неодинаковы в различных сферах мате­риального производства, прежде всего в промышленности и сель­ском хозяйстве. В обрабатывающей промышленности, в строитель­стве, на транспорте земля является местом, где совершаются про­цессы труда независимо от естественного плодородия почвы. В ином качестве выступает земля в сельском хозяйстве. Под воз­действием человеческого труда естественное плодородие из потен­циального превращается в экономическое. Специфика использова­ния земельных ресурсов в сельском хозяйстве приводит к тому, что они выступают в двух различных качествах, как предмет труда и как средство производства. К. Маркс отмечал: “Одним только новым вложением капиталов в участки земли . люди увеличивали землю-капитал без всякого увеличения материи земли, т. е. про­странства земли” [3, т. 4, с. 176].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЧУВАШИ (самоназвание - чаваш) , народ, основное население Чувашии (907,6 тыс. человек), живут также в Башкирии, Татарии, Ульяновской и Самарской обл. и др. Всего в Российской Федерации 1773,6 тыс. человек (1992). Язык чувашский. Верующие чуваши - православные.

ЯЛКАЙН (Ялкаев) Яныш Ялкаевич (1906-1943) , марийский писатель. Сборники лирических стихов, поэмы, повесть "Молодо-зелено" (1936), роман "Круг" (кн. 1, 1937). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ТКАЧЕНКО Евгений Викторович (р . 1935), министр образования Российской Федерации (1992-96), академик РАО (1993), доктор химических наук (1983). С 1958 на педагогической и научной работе в вузах Свердловска; ректор инженерно-педагогического института (1985-92).