Экология. Атмосферный воздух и его охрана
Экология. Атмосферный воздух и его охрана
Страница 26

В 1982 г. завод освоил производство станции «Воздух-1». Назначение станции то же, но проб она отбирает почти в 8 раз больше. Стало быть, повышается и объективность общей оценки состояния воздушного бассейна в радиусе действия станции.

Автоматическая станция атмосферы берет на себя функции наблюдательного пункта автоматизированной системы наблюде­ний и контроля за состоянием атмосферы (АНКОС-А). Именно за такими системами будущее.

В Москве действует первая очередь экспериментальной систе­мы АНКОС-А.

Кроме метеорологических параметров (направление и скорость ветра) они измеряют содержание в воздухе окиси углерода и дву­окиси серы. Создана новая модификация станции «АНКОС-А», которая определяет (кроме вышеупомянутых параметров) и со­держание суммы углеводородов, озона и окислов азота.

Информация от автоматических датчиков тут же поступит в диспетчерский центр, и ЭВМ в считанные секунды обработает со­общения с мест. Они будут использоваться для составления свое­образной карты состояния городского воздушного бассейна.

И еще одно преимущество автоматизированной системы: она не просто будет осуществлять контроль, но и даст возможность научно прогнозировать состояние атмосферы в определенных рай­онах города. А значение своевременного и точного прогноза вели­ко. До сих пор фиксировали загрязнения, помогая тем самым уст­ранять их. Прогноз позволит улучшить профилактическую работу, избежать .загрязнений атмосферы. Следить за чистотой возду­ха—дело очень трудное. И прежде всего потому, что необходи­мы дистанционные методы исследования.

Первые попытки использовать световой луч для изучения ат­мосферы относятся к началу XX столетия, когда с этой целью был применен мощный прожектор. С помощью прожекторного зондирования в дальнейшем были получены интересные сведения о строении земной атмосферы. Однако только появление принци­пиально новых источников света—лазеров—позволило исполь­зовать известные явления взаимодействия оптических волн с воз­душной средой для исследования ее свойств.

Что это за явления? Прежде всего к ним относится аэрозоль­ное рассеяние. Распространяясь в земной атмосфере, лазерный луч интенсивно рассеивается аэрозолями—твердыми частицами, каплями и кристаллами облаков или туманов. Одновременно ла­зерный луч рассеивается и за счет колебаний плотности воздуха. Такой вид рассеяния называют молекулярным или релеевским— в честь английского физика Джона Релея, установившего законы рассеяния света.

В спектре рассеяния света, кроме линий, характеризующих па­дающий свет, наблюдаются дополнительные, сопровождающие каждую из линий падающего излучения. Различие в -частотах первичной и дополнительных линий характерно для каждого рас­сеивающего свет газа. Например, послав в атмосферу зеленый луч лазера, сведения об азоте можно получить, определив свойства возникающего красного излучения.

Остановимся на принципиальном устройстве лазерного лока­тора—лидара—прибора, использующего лазер для зондирова­ния атмосферы.

Лидар по своему устройству напоминает радиолокатор, радар. Антенна радара принимает радиоизлучение, отраженное, напри­мер, от летящего самолета. А антенна лидара может принять све­товое лазерное излучение, отраженное не только от самолета, но и от инверсионного следа, возникающего за самолетом. Только антенна лидара представляет собой светоприемник—зеркало, те­лескоп либо объектив фотоаппарата, в фокусе которых располо­жен фотоприемник светового излучения.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28

ДЕРЯГИН Борис Владимирович (р . 1902), российский физикохимик, академик РАН (1992). Создал учение о поверхностных силах и их влиянии на расклинивающее давление и свойства тонких жидких пленок. Государственная премия СССР (1991).

ДАНЖОН (Danjon) Андре (1890-1967) , французский астроном, член Парижской АН (1948). Изобрел (1951-53) призменную астролябию ("астролябия Данжона") - прибор для измерения долготы и поправки часов. Исследования по физике двойных звезд. Предложил метод оценки качества изображений звезд по виду дифракционной картины.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ , дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов - зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные "первичные" нарушения вызывают ряд "вторичных" отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин "дефективные дети" в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории "дети с отклонениями", "исключительные дети" и др.