Эколого-эстетическое воспитание школьников
Эколого-эстетическое воспитание школьников
Страница 44

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез.

Пленяют красою чудесной,

Заводят лесной хоровод.

Широкая русская песня

Отсюда начало берет.

(Исп. песня “Березы”. Сл. Б. Лазарева. Муз. М. Фрадкина)

Береза — символ России, еще в стародавние времена ее назы­вали деревом четырех дел: мир освящать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Для врачевания использовали настой из березовых почек (при долго не заживающих ранах), чай, заваренный на березовом грибе - чаге (от заболевания же­лудка). Человек всегда дружил с этим деревом:

Я помню, в юности,

когда я жил в деревне,

Ходили мы за вениками в лес.

(Исп. хороводная песня "Во поле береза стояла".)

Веники заготавливали из ве­ток молодых берез. А как хорошо в горячем пару попариться с березовым веником. Три дня после хорошей бани отдает от человека свежим березовым духом.

Второе дело — береста, из нее делают туеса, туесочки, сувени­ры и вообще всевозможные ве­щи. Берестой пеленали тресну­тые горшки, а еще раньше из нее делали челны.

А знаете, что еще дает береза! Нет? Деготь! Разве вам не знаком приятный запах дегтя на лошадиной сбруе? Так знайте, что раньше и сейчас всякое ранение у лошадей или коров врачуют дегтем.

Березу используют и как топ­ливо. Ах, как хороши березовые дрова!

Затоплю пожарче печку.

Эй, погрейся, домовой!

А потом схожу на речку за водою ледяной.

Дров березовых подбавлю — золотых поленьев жар.

Страницы: 40 41 42 43 44 45 46 47 48

ЩЕГОЛЕНОК Василий Петрович (1805?- после 1886) , русский сказитель. Нередко вносил в исполнение элемент импровизации, соединял сюжеты разных былин.

БЕНАСЕРРАФ (Benacerraf) Барух (р . 1920), американский микробиолог, иммунолог. Родился в Венесуэле, с 1939 в США. Работы по генетическому контролю иммунологических реакций организма. Нобелевская премия (1980, совместно с Ж. Доссе и Дж. Д. Снеллом).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН , документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет.