Экологическая оценка эффективности использования осадка сточных вод в качестве удобрений
Экологическая оценка эффективности использования осадка сточных вод в качестве удобрений
Страница 21

Знание природных концентраций тяжелых металлов в почвах и растениях дает возможность судить о состоянии чистоты или загрязненности и принимать меры, направленные на сохранение почвенного плодородия и качества растениеводческой продукции. В.П. Цемко с соавторами (1980) предлагает следующую группировку почв по степени загрязнения: к слабо загрязненным относятся почвы с содержанием элемента от 2 до 10 кларков, к средне - от 10 до 30 кларков, к сильно - свыше 30 кларков.

Известно, что техногенное загрязнение оказывает влияние не только на биоту почв, но и на их физические, физико-химические и химические свойства.

Почвы в неодинаковой степени инактивируют поступающие элементы - токсиканты, а наличие разных форм токсикантов в почве затрудняет выбор той из них, которая была бы наиболее пригодной для целей нормирования (Ильин В.Б., 1985; Важенин И.Г., 1985; Зырин Н.Г., Каплунова Е.В., 1985; Кочуров Б.И., Зайцев В.Я., 1987).

По мнению Н.Г. Зырина (1985), в условиях кислой неокультуренной дерново-подзолистой почвы уровень кадмия в 2,5 мг/кг (10 раз больше фонового), цинка - 125 мг/кг (5раз больше фонового) уже можно считать опасным. Этими авторами выявлено также пороговое значение содержания тяжелых металлов в почве, приводящее к их накоплению в растениях, в количестве выше, чем ПДК. Для свинца - 150, кадмия - 0,2, цинка - 85 мг/кг для неокультуренной дерново-подзолистой почвы.

Соответственно, для дерново-подзолистой окультуренной - свинца -650, кобальта - 2,5, цинка - 80; для типичного чернозема: кобальта - 5,0, цинка - 115 мг/кг. В исследованиях Р.И. Первухиной (1983) была дана оценка трансформации соединений техногенных металлов в почве и доступность их для растений. Результаты эксперимента показали, что внесение кадмия в составе пыли металлургического предприятия снижает урожайность ячменя на дерново-подзолистой неокультуренной почве при содержании кадмия 10 мг/кг, на слабоокультуренной - 20 мг/кг.

Экспериментальными исследованиями, проведенными на кафедре коммунальной гигиены Днепропетровского медицинского института установлено, что повышенное содержание химических веществ в почве существенно влияет на самоочищение почвы. Уровень предельной концентрации по железу - до 5000 мг/кг, марганцу - 1000 мг/кг.

В растениях, выращенных в зоне действия промышленных выбросов, содержание железа в зерне - до 300 мг/кг или в 2 раза больше;

содержание железа в свекле колебалось от 465 до 705 мг/кг, это в 8,2-12,4% больше, чем в контроле (Шелюг М.Я., 1983).

На почвах разного типа тяжелые металлы при одних и тех же концентрациях оказывают на растения различное действие. Это обусловлено разной кинетикой и превращением этих веществ в почве. В опытах с суглинистой почвой, торфом и черноземом внесение ртути в дозе 10 мг/кг практически не вызывало изменений в элементном составе зерновых. Внесение той же дозы в песчаную почву и супесчаный суглинок привело к накоплению ртути в соломе пшеницы до 5,7 мг/кг сухой массы и невызреванию овса (Покровская С.Ф., 1987).

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

НЕФТЕХРАНИЛИЩЕ , резервуар или система резервуаров для хранения нефти или продуктов ее переработки; сооружаются наземные, полуподземные и подземные нефтехранилища; бывают стальные, железобетонные, пластмассовые; наиболее распространены наземные стальные (емкостью до 50 т. м3) и полуподземные железобетонные (емкостью до 30 т м3).

ХРИС , в греческой мифологии жрец Аполлона в городе Хрисе, отец Хрисеиды, плененной Агамемноном. Агамемнон отверг просьбы старца, умолявшего его вернуть ему дочь, но после гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

ПЕНК А . Р. (Penck A. R.; наст. имя и фам. Винклер Ральф) (р. 1939), немецкий художник-самоучка. Представитель "неофициального искусства" бывшей ГДР. С 1980 - в Зап. Германии. Работая в духе "новых диких", получил известность нарочитоинфантильной живописью и графикой, где мешанина букв, формул и политических эмблем создают образ всеобщего веселого хаоса.