Экологическая психология Экологическая психологияСтраница 2
Самые перспективные технологии и самые крупные ассигнования могут оказаться бесполезными, если их будут осваивать и эксплуатировать безответственные и малограмотные люди. Сопротивление новому – обычно практически в любой ситуации, и управление процессом реализации любых природных решений, особенно – кардинального характера, это всегда преодоление такого сопротивления.
Решение любых экологических проблем на каждом уровне:
· научные разработки и проектирование;
· выбор решений и их кредитование;
· управление строительством;
· освоением и эксплуатацией.
Простое использование новой техники и новой продукции требует перестройки мышления людей, воспитания у них чувства личной ответственности за решение этих проблем, формирование внутренней потребности в создании ресурсосберегающих, безотходных видов деятельности.
Психология, мышление людей значительно более инерционны и консервативны, чем их технические возможности. Попытки решать новые проблемы старыми методами, исходя из устаревших посылок, всегда не эффективны, но обычны и привычны. Именно поэтому при новом уровне природоохранной политики переподготовка людей, независимо от их положения, должна опережать техническую реализацию новых идей, только при этом условии осуществление их будет возможно.
2. Экологический кризис
Вторая половина XX века характеризуется резким ухудшением экологической обстановки в мире. Возрастающее потребление природных энергоресурсов, связанное как со значительным ростом населения, так и с повышением жизненных стандартов, приводит не только к вовлечению в хозяйственную деятельность практически всей территории Земли, всех ресурсов полезных ископаемых, лесов, воды, но к интенсивному загрязнению природной среды, ее деградации. Темпы антропогенного изменения экосистем не порядки превышают скорость их естественного видоизменения. По оценкам специалистов[1] степень антропогенного изменения биосферы в 70-80-ые годы в 10 раз превысила способность биосферы к самовосстановлению.
Деятельность людей принимает глобальные масштабы. Промышленность и энергетика выбрасывают в атмосферу больше диоксида серы, чем все вулканы и горячие источники вместе взятые. Количества грунта, перемешиваемого в строительстве и сельском хозяйстве, сопоставимо с действием ветров и селевых потоков.
В настоящее время опустынено около 61% плодородных земель засушливых регионов, засолено 30% орошаемых земель, ежегодно исчезает около 100 тыс. км2. тропических лесов (легких) планеты. В течение XX века добыча нефти увеличилась в 1000 раз. Многократно увеличилось извлечение и всех других полезных ископаемых, а также производство энергии.
Население Земли в XX веке выросло почти в 4 раза, но количество отходов и выбросов увеличилось в 25-30 раз в расчете на душу населения. Изменилась геохимия почв, в них появились, как и в биоте, многочисленные неизвестные в природе синтетические вещества, многие из которых канцерогенны, токсичны, могут вызывать различные мутации. Значительно (в промышленных районах в десятки сотни раз) превышены фоновые концентрации тяжелых металлов (свинца, никеля, меди, кадмия, хрома и т.д.), многие из которых токсичны. Серьезной становится опасность радиоактивного заражения.
УРУГВАЙ (Uruguay) , река в Юж. Америке. 2200 км, площадь бассейна 307 тыс. км2. Впадает в зал. Ла-Плата. Средний расход воды 5500 м3/с. Судоходна для морских судов от г. Пайсанду.
ИНФУЗОРИИ , тип одноклеточных животных - простейших. Размеры от 10 мкм до 3 мм. Подвижные (передвигаются с помощью ресничек) или прикрепленные. У инфузории, в отличие от остальных простейших, в каждой клетке присутствуют 2 ядра: микронуклеус, участвующий в половом размножении, и макронуклеус, управляющий обменом веществ и ростом клетки. 2 класса: ресничные инфузории и сосущие инфузории. Ок. 7000 видов, преимущественно в морских и пресных водах, реже в почве; многие виды - паразиты животных. Играют важную роль в биологической очистке сточных вод.
ШИВА , один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, "хозяин животных". Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание, также символически в виде линги (фаллическое изображение).