Экологическая этика Экологическая этикаСтраница 4
Представление об ответственности человека за преобразуемую природу близко экзистенциалистам. Еще до возникновения экологического кризиса, но после создания атомного оружия А. Камю сказал, что задача его поколения «состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть). Маленькому Принцу, созданному воображением французского писателя А. Сент-Экзюпери, дается совет быть ответственным за всех, кого он приручил.
Основной принцип своей философии — «благоговение перед жизнью» — А. Швейцер раскрывает как «безграничную ответственность за все живое на земле. Именно Швейцера признают наиболее ярким представителем экологической этики.
Наряду с ответственностью, стержнем экологической этики является любовь к природе. Часто любовь к природе считают чем-то несерьезным, чуть ли не выдумкой писателей. Как можно любить всю природу, в которой есть приносящие вред человеку виды? На самом же деле, как справедливо отметил В. Вундт, чувство скорее ведет к альтруизму, чем рассудок. «Чистый, не обоснованный на эгоизме альтруизм естественно мог развиться только при переходе от рассудочной морали к морали чувства, при допущении, что непосредственные чувства симпатии и любви являются основами альтруистического поступка. Рассудку трудно бывает побороть соображения собственной выгоды, а для чувства любви, жалости, сострадания достаточно бывает мгновения. Поэтому к экологической этике ближе путь через чувство любви, чем расчет, через благоговение перед природой, чем принятие экологического законодательства, которое еще надо приучиться исполнять. Здесь, как в отношениях между людьми, лучше, если все будет основываться, как предлагал Конфуций, на нравственности, а не на принуждении. В связи с этим большое внимание в экологической литературе уделяется понятию экологической чувствительности, под которой понимается более тонкое проникновение с помощью чувств человека в мир природы.
Необходимость более любовного и ответственного отношения к природе обосновывается и в мистике XX века. В главе 3 «Розы мира» «Отношение к животному царству» Д. Андреев пишет: «Ценность материальная или духовная какого-либо объекта, материального или духовного, возрастает вместе с суммой усилий, затраченных на то, чтобы он стал таким, каков он есть». Из этого следует, что «ценность инфузории меньше ценности насекомого, ценность насекомого меньше ценности млекопитающего, ценность этого последнего еще далека от ценности человека». Но в противовес принципу духовной ценности существует принцип нравственного долга, который можно сформулировать так: «Начиная со ступени человека, долг существа по отношению к нижестоящим возрастает по мере восхождения его по дальнейшим ступеням». Таким образом, экологическая этика возможна даже если мы оставим в стороне дискуссионный вопрос о равноценности всего живого в силу несопоставимой внутренней ценности каждого существа.
РЫНДИН Вадим Федорович (1902-74) , российский театральный художник, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1964). Главный художник Большого театра в Москве (с 1953). Тяготел к романтическому пафосу, героико-эпическим решениям (опера "Война и мир" Прокофьева, 1959). Государственная премия СССР (1950).
ЛОХ-НЕСС (Loch Ness) , озеро на севере Великобритании, в Шотландии. 56 км2, дл. 39 км, глубина до 230 м. Составная часть Каледонского канала. Приобрело широкую известность в связи с "Несси" - якобы обитающим в нем крупном животным.
УГОН ВОЗДУШНОГО СУДНА , находящегося на земле или в полете. Международные конвенции по борьбе с актами незаконного вмешательства касаются 4 видов преступлений: Токийская конвенция 1963 о преступлениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна; Гаагская конвенция 1970 о незаконном захвате воздушных судов; Монреальская конвенция 1971 о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, и Протокол к ней 1971 о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. По российскому праву - преступление, влекущее за собой строгую уголовную отвественность.