Экологическая этика Экологическая этикаСтраница 3
Другая причина — генетического порядка, связанная с представлением о происхождении человеческой группы от животного или растения, называемого тотемом.
Тотемизм перекликался с представлениями о человеке, как добром родителе. В одной из древнейших книг буддийского канона «Сутта-Нипате» в «Сутте о дружественности» читаем: «И, как мать, не жалея собственной жизни, заботится о единственном сыне, так ко всем живым существам должно воспитывать в себе безмерное чувство. Дружественность ко всему живому должно в себе растить». «Все живое надо жалеть» — подобный принцип характерен для индуизма и своими корнями восходит к авторитетнейшему памятнику древнеиндийского эпоса «Махабхарате», в котором говорится о сострадании ко всему живому и непричинении вреда всем существом делом, словом, помыслом.
Традиционное общество принципиально отличалось от индустриального в экологическом смысле не только тем, что главный упор был перенесен с сельскохозяйственного на промышленное производство, но и тем, что традиционное общество основано на религиозно-нравственных запретах, а промышленное — нет. В этом смысле мы имеем дело с двумя различными социально-экологическими типами обществ. Тотемная мораль, анимизм, мифологическое единство человека с природой вырабатывали определенные ограничения на воздействие человека на природную среду, и это были внутричеловеческие механизмы сдерживания.
Рубежом освобождения человека от религиозных догм стала эпоха Возрождения. Это не значит, что человек освободился от понимания себя как господина природы. Свое освобождение он использовал как раз для реализации данной идеи. Спиноза писал в «Этике»:
«Соображения нашей пользы не требуют сохранения того, что существует в природе, кроме людей, но учат нас сохранять, разрушать или употреблять это на что нам нужно, сообразно с различной пользой, которую можно отсюда извлечь». Сам же Спиноза, впрочем, предупреждал: «Но человеческая способность весьма ограниченна, и ее бесконечно превосходит могущество внешних причин; а потому мы не имеем абсолютной возможности приспособлять внешние нам вещи и нашей пользе» (Там лбе).
ТИГМОТРОПИЗМ (от греч . thigma - прикосновение и тропизм) (гаптотропизм), см. Тропизмы.
ЗИМБАБВЕ , Республика Зимбабве (Republic of Zimbabwe), государство в Юж. Африке. 390,6 тыс. км2. Население 10,7 млн. человек (1993); ок. 90% народы машона, матабеле. Городское население 26,4% (1988). Официальный язык - английский. Верующие - христиане и придерживающиеся местных традиционных верований. Административно-территориальное деление: 10 провинций. Столица - Хараре. Входит в Содружество. Глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - однопалатный парламент (национальное собрание). Почти всю территорию Зимбабве занимают плато Матабеле и Машона высотой 800-1500 м, наибольшая высота 2596 м (г. Иньянгани) в горах Иньянга. На севере плато понижается к долине р. Замбези, на юге - к долине р. Лимпопо. Климат в северной части субэкваториальный, в южной - тропический. Средние температуры самого теплого месяца (января) ок. 21-27 °С, самого холодного (июля) 10-17 °С. Осадков от 300-700 мм в год на юго-западе до 2000 мм на востоке. Крупные реки (пограничные) - Замбези и Лимпопо. В среднем течении р. Замбези - крупное вдхр. Кариба. Опустыненные саванны и саванновые редколесья. Национальные парки: Виктория-Фолс и другие многочисленные резерваты, заказники. В 12-17 вв. на территории Зимбабве и Мозамбика существовало государство Мономотапа; к сер. 19 в. большая часть страны была объединена под властью Моселекатсе - верховного вождя народа матабеле. В кон. 1880-х гг. захвачена английскими колонизаторами во главе с С. Родсом и получила название Юж. Родезия. С 1923 английская самоуправляющаяся колония, в 1953-63 в составе Федерации Родезии и Ньясаленда. В 1965 расистское правительство "белого меньшинства" односторонним актом, вопреки воле африканского населения и непризнанию этих действий Великобританией, провозгласило "независимость" при сохранении в стране расистского режима. Вооруженная борьба африканцев против расистского режима привела к провозглашению в апреле 1980 независимости африканского государства Зимбабве. Правящая партия - Африканский национальный союз Зимбабве - Патриотический фронт (ЗАНУ - ПФ), основана в 1963. Зимбабве - аграрно-индустриальная страна с развитой горнодобывающей промышленностью. Доля в ВВП (1991, %): промышленность 33, в т. ч. горнодобывающая 6, сельское хозяйство 19,5. Главная экспортная культура - табак. Основные продовольственные культуры: кукуруза, рис, арахис. Выращивают сахарный тростник, хлопчатник. Животноводство (крупный рогатый скот). Лесозаготовки. Горнодобывающая промышленность контролируется иностранным, главным образом английским, капиталом. Добывают хромиты, золото, железную и медную руду, асбест, уголь и др. Производство электроэнергии 7,6 млрд. кВт·ч (1991). Черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, текстильная, деревообрабатывающая, пищевкусовая промышленность. Длина (1989, тыс. км) железных дорог 2,8, автодорог 85,2. Экспорт: табак, золото, ферросплавы, хлопок, асбест, никель, сахар и др. Основные внешнеторговые партнеры: ЮАР, Великобритания, Германия, США, Италия и др. Денежная единица - зимбабвийский доллар.
РЕДАН (франц . redan), полевое фортификационное сооружение (укрепление), выступающее в сторону противника в виде угла 60-120 °и позволяющее вести косоприцельный огонь. В 18-19 вв. реданы возводились как отдельные укрепления и в виде непрерывных укреплений, соединенных между собой окопами.
