Экологическая этика
Экологическая этика
Страница 3

Другая причина — генетического порядка, связанная с представлением о происхождении человеческой группы от животного или растения, называемого тотемом.

Тотемизм перекликался с представлениями о человеке, как добром родителе. В одной из древнейших книг буддийского канона «Сутта-Нипате» в «Сутте о дружественности» читаем: «И, как мать, не жалея собственной жизни, заботится о единственном сыне, так ко всем живым существам должно воспитывать в себе безмерное чувство. Дружественность ко всему живому должно в себе растить». «Все живое надо жалеть» — подобный принцип характерен для индуизма и своими корнями восходит к авторитетнейшему памятнику древнеиндийского эпоса «Махабхарате», в котором говорится о сострадании ко всему живому и непричинении вреда всем существом делом, словом, помыслом.

Традиционное общество принципиально отличалось от индустриального в экологическом смысле не только тем, что главный упор был перенесен с сельскохозяйственного на промышленное производство, но и тем, что традиционное общество основано на религиозно-нравственных запретах, а промышленное — нет. В этом смысле мы имеем дело с двумя различными социально-экологическими типами обществ. Тотемная мораль, анимизм, мифологическое единство человека с природой вырабатывали определенные ограничения на воздействие человека на природную среду, и это были внутричеловеческие механизмы сдерживания.

Рубежом освобождения человека от религиозных догм стала эпоха Возрождения. Это не значит, что человек освободился от понимания себя как господина природы. Свое освобождение он использовал как раз для реализации данной идеи. Спиноза писал в «Этике»:

«Соображения нашей пользы не требуют сохранения того, что существует в природе, кроме людей, но учат нас сохранять, разрушать или употреблять это на что нам нужно, сообразно с различной пользой, которую можно отсюда извлечь». Сам же Спиноза, впрочем, предупреждал: «Но человеческая способность весьма ограниченна, и ее бесконечно превосходит могущество внешних причин; а потому мы не имеем абсолютной возможности приспособлять внешние нам вещи и нашей пользе» (Там лбе).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ОДИНЦОВ Михаил Михайлович (1911-80) , российский геолог, член-корреспондент АН СССР (1964). Основные труды по геологии полезных ископаемых Сибирской платформы; участник открытия Сибирской алмазоносной провинции.

РОКОССОВСКИЙ Константин Константинович (1896-1968) , Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командовал армией в Московской битве, Брянским, Донским (в Сталинградской битве), Центральным, Белорусским, 1-м и 2-м Белорусским (в Висло-Одерской и Берлинской операциях) фронтами. В 1945-49 главнокомандующий Северной группой войск. В 1949-56 министр национальной обороны и заместитель председателя Совета Министров Польши; член Политбюро ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В 1956-57 и 1958-62 заместитель министра обороны СССР. Был репрессирован в августе 1937 - марте 1940.

КАРАБАГИ Уста Гамбар (1830-е гг . - 1905), азербайджанский живописец-орнаменталист. Декоративные росписи с растительными и зооморфными мотивами (дворец шекинских ханов в Шеки, Азербайджан).