Экологическая этика Экологическая этикаСтраница 2
Забота о природе, выражаемая чаще всего в форме запретов, была присуща первобытным религиям, основанным на всеобщей одушевленности природных явлений. В отдельных районах земного шара такое отношение сохранилось до сих пор. Если ненец на охоте «встретится с медведем, то он тотчас его не убивает, а сначала вступает с ним в разговор, начинает восхвалять его достоинства, спрашивает, для чего он встретился с ним, просит, чтобы он не поцарапал его своими острыми когтями». После «беседы», во время которой медведь якобы соглашается быть убитым, охотник его убивает и «считает себя в своих действиях оправданным против родных медведя, которые за смерть своего члена могли бы отомстить». Разговор с животными был следствием уверенности, что животные понимают человеческую речь. Интересно и его содержание.
Северные народы к растениям и животным традиционно относились как к некоему роду людей, распространяя на них внутрисоциальные моральные нормы. Правда, основой этичного отношения к растениям и животным был скорее страх, чем осознание ответственности за судьбу природы, когда, скажем, в тюленях нивхи видели морских людей или когда они верили в существование «лесных» людей. Источник страха коренится в представлениях о связях животных с высшими силами, духами-хозяевами: рябчика, например, с духом неба, медведя — с хозяином тайги и т. д. Аналогичные формы поведения сохранились у многих народностей, живущих на Земле.
Причиной обожествления нивхами медведя могла служить вера в переход души убитого медведем человека в медведя. Когда убивали большого старого медведя, говорили: «Убил деда (дядю) и т. д.». У нанайцев бытовали представления о родстве убитого медведя с человеком, нашедшим берлогу. Таким образом, одна из причин осторожного обращения с животными и растениями связана с идеей перевоплощения.
ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна (р . 1934), российская актриса, народная артистка СССР (1981). Дочь Б. А. Фрейндлиха. С 1957 в Ленинградском театре им. Комиссаржевской, с 1961 в Театре им. Ленсовета, с 1983 в Ленинградском (ныне С.-Петербургском) Большом драматическом театре. Роли: Лика ("Мой бедный Марат" А.Н. Арбузова, 1965), несколько ролей в спектакле "Люди и страсти" (по произведениям немецких писателей, 1974), леди Мильфорд ("Коварство и любовь" Ф. Миллера, 1990) и др. Снималась в фильмах: "Служебный роман" (1977), "Сталкер" (1980), "Жестокий романс" (1984) и др.
ТЕРСТОН (Терстен) (Thurstone) Луис Леон (1887-1955) , американский психолог, один из инициаторов применения математических методов в психологии и социологии.
ДУНИ (Duni) Эджидио Ромуальдо (1709-1775) , итальянский композитор. С 1757 работал в Париже. Способствовал утверждению жанра французской комической оперы. Опера "Добрая дочка" (1756) и др.
