Экологическая этика
Экологическая этика
Страница 2

Забота о природе, выражаемая чаще всего в форме запретов, была присуща первобытным религиям, основанным на всеобщей одушевленности природных явлений. В отдельных районах земного шара такое отношение сохранилось до сих пор. Если ненец на охоте «встретится с медведем, то он тотчас его не убивает, а сначала вступает с ним в разговор, начинает восхвалять его достоинства, спрашивает, для чего он встретился с ним, просит, чтобы он не поцарапал его своими острыми когтями». После «беседы», во время которой медведь якобы соглашается быть убитым, охотник его убивает и «считает себя в своих действиях оправданным против родных медведя, которые за смерть своего члена могли бы отомстить». Разговор с животными был следствием уверенности, что животные понимают человеческую речь. Интересно и его содержание.

Северные народы к растениям и животным традиционно относились как к некоему роду людей, распространяя на них внутрисоциальные моральные нормы. Правда, основой этичного отношения к растениям и животным был скорее страх, чем осознание ответственности за судьбу природы, когда, скажем, в тюленях нивхи видели морских людей или когда они верили в существование «лесных» людей. Источник страха коренится в представлениях о связях животных с высшими силами, духами-хозяевами: рябчика, например, с духом неба, медведя — с хозяином тайги и т. д. Аналогичные формы поведения сохранились у многих народностей, живущих на Земле.

Причиной обожествления нивхами медведя могла служить вера в переход души убитого медведем человека в медведя. Когда убивали большого старого медведя, говорили: «Убил деда (дядю) и т. д.». У нанайцев бытовали представления о родстве убитого медведя с человеком, нашедшим берлогу. Таким образом, одна из причин осторожного обращения с животными и растениями связана с идеей перевоплощения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЮЖНАЯ КАРОЛИНА (South Carolina) , штат на юго-востоке США. 80,4 тыс. км2. Население 3,6 млн. человек. (1993). Адм. ц. - Колумбия.

ШАДРАПА , в западносемитской мифологии бог-врачеватель, его атрибутами являлись змеи и скорпионы.

ВЕТЕРИНАРИЯ (от лат . veterinarius - ухаживающий за скотом, лечащий скот), область науки и практическая деятельность, направленные на предупреждение и лечение болезней животных, защиту людей от зооантропонозов, выпуск доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и ветеринарно-санитарную защиту окружающей среды. Древнейшие сведения о лечении животных относят к 4-му тыс. до н. э.; возникновение профессиональной ветеринарии на Руси - к 10-13 вв. Становление ветеринарии связано с развитием медицины, биологии, химии, физики и др. наук. Большую роль в развитии ветеринарии сыграли ученые К. Буржела, Э. Дженнер, В. И. Всеволодов, К. И. Скрябин, С. Н. Вышелесский и др. Ветеринария объединяет эпизоотологию, паразитологию, ветеринарную санитарию, ветеринарно-санитарную экспертизу, клиническую диагностику, терапию, хирургию, фармакологию, зоогигиену, а также ветеринарную микробиологию и вирусологию, нормальную и патологическую анатомию и физиологию животных; тесно связана с зоотехнией. Основные проблемы современной ветеринарии - разработка новейших методов защиты животных от возбудителей болезней, в первую очередь от вирусных и гельминтозов, людей - от антропозоонозов; изучение ветеринарной географии, вопросов эпизоотологического прогнозирования, ветеринарного обслуживания животных в животноводческих комплексах и др.