Экологическая этика
Экологическая этика
Страница 2

Забота о природе, выражаемая чаще всего в форме запретов, была присуща первобытным религиям, основанным на всеобщей одушевленности природных явлений. В отдельных районах земного шара такое отношение сохранилось до сих пор. Если ненец на охоте «встретится с медведем, то он тотчас его не убивает, а сначала вступает с ним в разговор, начинает восхвалять его достоинства, спрашивает, для чего он встретился с ним, просит, чтобы он не поцарапал его своими острыми когтями». После «беседы», во время которой медведь якобы соглашается быть убитым, охотник его убивает и «считает себя в своих действиях оправданным против родных медведя, которые за смерть своего члена могли бы отомстить». Разговор с животными был следствием уверенности, что животные понимают человеческую речь. Интересно и его содержание.

Северные народы к растениям и животным традиционно относились как к некоему роду людей, распространяя на них внутрисоциальные моральные нормы. Правда, основой этичного отношения к растениям и животным был скорее страх, чем осознание ответственности за судьбу природы, когда, скажем, в тюленях нивхи видели морских людей или когда они верили в существование «лесных» людей. Источник страха коренится в представлениях о связях животных с высшими силами, духами-хозяевами: рябчика, например, с духом неба, медведя — с хозяином тайги и т. д. Аналогичные формы поведения сохранились у многих народностей, живущих на Земле.

Причиной обожествления нивхами медведя могла служить вера в переход души убитого медведем человека в медведя. Когда убивали большого старого медведя, говорили: «Убил деда (дядю) и т. д.». У нанайцев бытовали представления о родстве убитого медведя с человеком, нашедшим берлогу. Таким образом, одна из причин осторожного обращения с животными и растениями связана с идеей перевоплощения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ПУЛ (Poole) , город на юге Великобритании (Англия). Порт в прол. Ла-Манш. 135 тыс. жителей (1991). Машиностроение (электротехническое, судостроение и др.). Климатический курорт. Центр парусного спорта. Впервые упоминается в 1086.

ЮЖНО-АМЕРИКАНСКАЯ ПЛАТФОРМА (Бразильская платформа) , докембрийская платформа, занимающая центральную и восточную части Юж. Америки. Фундамент выступает на поверхность в пределах Гвианского и Бразильского щитов.

ЯК ШИ , в индуистской и буддийской мифологии лесные и горные духи, спутники Куверы.