Экологическая этика
Экологическая этика
Страница 1

Содержание;

Экологическая и глобальная этика 3

Шаги гуманизма 5

Принципы экологического гуманизма 8

Экологическая идеология 11

Литература 15

Экологическая и глобальная этика

Этика никогда не была оторвана от природы. Многие нравственные требования находили в природе свое подтверждение. «Притчи Соломона» советовали ленивцам поучиться работать у муравьев. Представители целого направления в древнегреческой этике — киники — получили свое название от животного, поведение которого взято ими за образец. Необходимость совместного труда и социальной гармонии обосновывалась примерами из жизни общественных животных. Социальное устройство человечества уподоблялось живому организму, в котором различные слои и классы выполняют функции головы, рук и т. д. Теория Дарвина о борьбе за существование и выживании наиболее приспособленных как способе образования новых видов жизни использовалась социал-дарвинистами для оправдания войн, а эволюционистами — для подтверждения возможности социального прогресса.

В противоположность концепции Дарвина русский ученый и революционер П. А. Кропоткин утверждал, что «борьба в природе большею частью ограничена борьбою между различными видами; но что внутри каждого вида, а очень часто и внутри групп, составленных из различных видов, живущих сообща, взаимная помощь есть общее правило . Взаимопомощь — преобладающий фактор природы. Наконец, можно считать вполне доказанным, что тогда как борьба за существование одинаково ведет к развитию как прогрессивному, так и регрессивному, то есть иногда к улучшению породы, а иногда и к ее ухудшению, практика взаимопомощи представляет силу, всегда ведущую к прогрессивному развитию». Отсюда Кропоткин делает вывод, что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе». Современная этология и концепция коэволюции во многом подтверждают мысли Кропоткина.

В эпоху научно-технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, во весь рост встала проблема ответственности человека за природу и установления гармонии с ней. Ее решению отвечает новое направление — экологическая этика.

«Развитие этики можно выразить не только через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле — это ограничение свободы действий в борьбе за существование». Так понимал этику создатель первого варианта экологической этики, которую он назвал этикой Земли.

Страницы: 1 2 3 4 5

ГАНИМЕД , малая планета (№ 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диаметром 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к плоскости земной орбиты (26°) орбита Ганимеда напоминает орбиты комет (заходит внутрь орбиты Марса). Наименьшее расстояние Ганимеда от Солнца 1,22 а. е., наибольшее - 4,1 а. е.

ИНТЕРМЕЦЦО (итал . intermezzo, букв. - перерыв),..1) то же, что интермедия (в 1-м значении)...2) Инструментальная музыкальная пьеса, занимающая промежуточное положение между основными частями произведения [близкое понятие - интерлюдия (во 2-м значении)]...3) Самостоятельная "характерная" инструментальная музыкальная пьеса.

РОНА (Rhone) , река в Швейцарии и Франции. 812 км, площадь бассейна 98 тыс. км2. Начинается в Альпах, протекает через Женевское оз. и по Ронской низм., впадает в Лионский зал. Средиземного м., образуя дельту. Основные притоки - Сона, Изер, Дюранс. Средний расход воды 1780 м3/с. Каскад ГЭС. Судоходство ниже устья р. Эна. Соединена каналами с Рейном, Мозелем, Маасом, Сеной, Луарой. В обход дельты - канал от Арля до Марселя. На Роне - города Женева (Швейцария), Лион, Авиньон (Франция).