Экологическая этика
Экологическая этика
Страница 1

Содержание;

Экологическая и глобальная этика 3

Шаги гуманизма 5

Принципы экологического гуманизма 8

Экологическая идеология 11

Литература 15

Экологическая и глобальная этика

Этика никогда не была оторвана от природы. Многие нравственные требования находили в природе свое подтверждение. «Притчи Соломона» советовали ленивцам поучиться работать у муравьев. Представители целого направления в древнегреческой этике — киники — получили свое название от животного, поведение которого взято ими за образец. Необходимость совместного труда и социальной гармонии обосновывалась примерами из жизни общественных животных. Социальное устройство человечества уподоблялось живому организму, в котором различные слои и классы выполняют функции головы, рук и т. д. Теория Дарвина о борьбе за существование и выживании наиболее приспособленных как способе образования новых видов жизни использовалась социал-дарвинистами для оправдания войн, а эволюционистами — для подтверждения возможности социального прогресса.

В противоположность концепции Дарвина русский ученый и революционер П. А. Кропоткин утверждал, что «борьба в природе большею частью ограничена борьбою между различными видами; но что внутри каждого вида, а очень часто и внутри групп, составленных из различных видов, живущих сообща, взаимная помощь есть общее правило . Взаимопомощь — преобладающий фактор природы. Наконец, можно считать вполне доказанным, что тогда как борьба за существование одинаково ведет к развитию как прогрессивному, так и регрессивному, то есть иногда к улучшению породы, а иногда и к ее ухудшению, практика взаимопомощи представляет силу, всегда ведущую к прогрессивному развитию». Отсюда Кропоткин делает вывод, что «нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе». Современная этология и концепция коэволюции во многом подтверждают мысли Кропоткина.

В эпоху научно-технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, во весь рост встала проблема ответственности человека за природу и установления гармонии с ней. Ее решению отвечает новое направление — экологическая этика.

«Развитие этики можно выразить не только через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле — это ограничение свободы действий в борьбе за существование». Так понимал этику создатель первого варианта экологической этики, которую он назвал этикой Земли.

Страницы: 1 2 3 4 5

РОМАН Римский (ум . 258), воин, обращенный в христианство священномучеником Лаврентием Римским. Пострадал вместе с ним в гонение императора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа.

ДЬЯЧЕНКО Дарья Григорьевна (1924-44) , одна из руководителей подпольной комсомольской организации "Партизанская искра" на Украине (с. Крымка Николаевской обл.) в Великую Отечественную войну, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Казнена фашистами.

ЧЕБОКСАРЫ , город в Российской Федерации, столица (с 1925) Чувашии, порт на Волге. Железнодорожная станция. 444 тыс. жителей (1993). Машиностроение (электротехническая промышленность, приборо- и тракторостроение и др.), легкая (в т. ч. хлопчатобумажная), пищевая, стройматериалов промышленность. 3 вуза (в т. ч. Чувашский университет), 5 театров. Музеи: краеведческий, художественный, литературный, музей В. И. Чапаева, родившегося в д. Будайки (ныне в черте города). Известен с 1469. В 1920-25 центр Чувашской авт. обл. Троицкий монастырь (16 в.), Введенский собор (1651), церковь Воздвижения (1702) и Успения (1763), дома 17-18 вв.