Экологические катастрофы
Экологические катастрофы
Страница 13

Конечный результат применения таких моделей - количественная оценка риска загрязнения воздуха и оценка его приемлемости с социаль­но-экономической точки зрения.

Опыт проведения снегохимической съемки свидетельствует о том, что мониторинг состояния воздушного бассейна наиболее эффективен в зоне устойчивого накопления загрязняющих веществ (низины и поймы рек, участки и районы, контролируемые аэродинамическими барьерами).

Оценка и прогноз химического состояния приземной атмосферы, свя­занного с природными процессами ее загрязнения, существенно отлича­ются от оценки и прогноза качества этой природной среды, обусловлен­ного антропогенными процессами. Вулканической и флюидной актив­ностью Земли, другими природными феноменами нельзя управлять. Речь может идти только о минимизации последствий негативного воздей­ствия, которое возможно лишь в случае глубокого понимания особенно­стей функционирования природных систем разного иерархического уровня и прежде всего Земли как планеты. Необходим учет взаимодейст­вия многочисленных факторов, изменчивых во времени и пространстве.

К главным факторам относятся не только внутренняя активность Земли, но и ее связи с Солнцем, Космосом. Поэтому мышление "простыми образами" при оценке и прогнозе состояния приземной атмо­сферы недопустимо и опасно.

Антропогенные процессы загрязнения воздушного бассейна в боль­шинстве случаев поддаются управлению. Однако борьба с трансгранич­ными переносами загрязняющих веществ в атмосфере может успешно вестись лишь при условии тесного международного сотрудничества, что представляет определенные трудности по разным причинам. Очень сложно оценивать и прогнозировать состояние атмосферного воздуха, когда на него воздействуют и природные, и антропогенные процессы. Особенности такого взаимодействия пока еще изучены слабо.

Экологическая практика в России и за рубежом показала, что её не­удачи связаны с неполным учетом негативных воздействий, неумением выбрать и оценить главные факторы и последствия, низкой эффективно­стью использования результатов натурных и теоретических экологиче­ских исследований при принятии решений, недостаточной разработан­ностью методов количественной оценки последствий загрязнения при­земной атмосферы и других жизнеобеспечивающих природных сред.

Во всех развитых странах приняты законы об охране атмосферного воздуха. Они периодически пересматриваются с учетом новых требова­ний к качеству воздуха и поступления новых данных о токсичности и поведении загрязняющих веществ в воздушном бассейне. В США сейчас обсуждается уже четвертый вариант закона о чистом воздухе. Борьба идет между сторонниками охраны окружающей среды и компаниями, экономически не заинтересованными в повышении качества воздуха. Правительством Российской Федерации разработан проект закона об охране атмосферного воздуха, который в настоящее время обсуждается. Улучшение качества воздуха на территории России имеет важное социально-экономическое значение

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ТИТАН (лат . Тitanium), Ti, химический элемент IV группы периодической системы, атомный номер 22, атомная масса 47,88. Название от греч. Titanes - титаны. Серебристо-белый металл; легкий, тугоплавкий, прочный, пластичный; плотность 4,505 г/см3, tпл 1671 °С. Очень стоек химически (благодаря образованию защитной пленки из диоксида TiO2). По распространенности в земной коре на 9-м месте среди элементов (главные минералы: рутил, анатаз, ильменит, лейкоксен, лопарит). Титан и его сплавы - важнейшие конструкционные материалы в авиа-, ракето-, кораблестроении, в химической промышленности (реакторы, трубопроводы, насосы).

ЖИДКОЕ СТЕКЛО , водный раствор силикатов натрия и калия.

"ПАМЯТЬ АЗОВА" , крейсер Балтийского флота, команда которого восстала в ночь на 20.7.1906 (одновременно с восстанием в Свеаборге и Кронштадте). Восстание на крейсере подавлено войсками.