Экологические проблемы развития промышленного производства
Экологические проблемы развития промышленного производства
Страница 21

Предельно разрешенные удельные концентрации вредных веществ в отходящих газах (ПРК). На территории Белоруссии действуют и выборочно применяются нормы удельных выбросов в соответствии с госстандартами. Рассмотрим экономические возможности достижения ГОСТ и более глубоких очисток газов по отдельным веществам.

По оксидам азота рекомендуемые действующим ГОСТ уровни могут быть обеспечены за счет осуществляемой силами пользователя реконструкции с единовременными удельными затратами 40 долл./кВт и последующей стоимостью пресечения удельных выбросов порядка 0,3-0,6 долл./кг. Эти технологии позволят снизить выбросы на 40-45%.

Более глубокая (на 80-90%) очистка требует большего расхода аммиака и закупки химических катализационных установок. Таким образом удельная стоимость технологии пресечения NO2 составит до 5 долл./кг, при этом стоимость электроэнергии возрастет на 0,6-0,7 цента/кВт∙ч.

При сжигании мазута в SO2 превращается практически вся сера топлива. При использовании очистки дымовых газов от SO2 на ТЭС удельные капитальные вложения составляют около 200 долл./кВт.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ). Понятие ПДВ было введено союзным документом ОНД-86, п.8.5 с тем, чтобы иметь возможность хотя бы косвенно контролировать "непревышение" максимальных приземных концентраций, для прямого измерения которых приборов в то время не было.

Позже в своей практической деятельности подразделения Минприроды Белоруссии использовали этот параметр в качестве инструмента для выполнения конвенции о сокращении трансграничных переносов SO2 и NO2, что и принесло определенные положительные результаты. Сокращение выбросов электростанций практически не повлияло на концентрацию этих веществ в атмосфере городов. Вместе с тем, дополнительная функция ПДВ не была зафиксирована каким-либо нормативным документом и для каждого объекта определялась на договорной основе с тенденцией ужесточения "от достигнутого". Однако ни в одном городе Белоруссии не удалось реализовать главное условие ПДВ, согласно которому сумма концентрации ПДВi всех источников должна быть меньше ПДК.

Не принимались во внимание выбросы автотранспорта, хотя именно они на 70-90% создают загрязнение атмосферы оксидами азота и углерода. Решать эту задачу в рамках действующих ПДК экономически невозможно не только Белоруссии, но и более богатым странам СНГ.

Демонстрацией несовершенства экологической НЗБ, отсутствия системного эколого-экономического подхода является строительство Минской ТЭЦ-5 (АТЭЦ), одним из аргументов размещения которой вблизи белорусской столицы было то обстоятельство, что фон города по сумме SO2 и NO2 вдвое превышает ПДК (по нормативам ЕС превышения не было).

После Чернобыльской катастрофы на площадке АТЭЦ решили возводить газо-мазутную ТЭЦ-5 с той же аргументацией: фон города перегружен и увеличение выбросов, в пределах города недопустимо. По сравнению с альтернативными ТЭЦ в городе это требовало строительства 40 км теплосетей стоимостью около 140 млн. долл., создания нового города с инфраструктурой и огромных потерь, сопряженных с подачей тепла на большое расстояние. В гипотетическом случае (по стандартам ЕС) мощность ТЭЦ-5 можно было бы "разложить" на более мелкие ТЭЦ и разместить их в пригороде. Это позволило бы уберечь огромные капитальные вложения и иметь в будущем дешевую выработку электроэнергии на тепловом потребителе.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

ЦНА , река в центре Европейской части России, левый приток Мокши (бас. Оки). 451 км, площадь бассейна 21,5 тыс. км2. Средний расход воды в среднем течении 46 м3/с. На Цне - малые ГЭС; города Тамбов, Моршанск и др.

ПЕНСИЯ (от лат . pensio - платеж), денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста, по инвалидности и в некоторых других случаях. Служит, как правило, постоянным и основным источником средств к существованию. Согласно Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 выплата государственной пенсии осуществляется из Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии назначаются по возрасту (по старости) - мужчинам, достигшим 60 лет, при стаже работы не менее 25 лет и женщинам, достигшим 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет (определенным категориям трудящихся эти пенсии назначаются на льготных условиях, т. е. при меньшем возрасте или стаже); по инвалидности; по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию. Граждане вправе также заключать договоры добровольного страхования о дополнительной пенсии. Пенсии не подлежат обложению налогами. Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в т. ч. путем регулярного пересмотра размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни.

ХРОНОГРАФ , в Византии, Болгарии, Сербии сочинения по всемирной истории. На Руси в 11-18 вв. переводные хронографы дополнены русскими известиями. Использованы в "Повести временных лет" и др. сочинениях.