Экологическое картографирование
Экологическое картографирование
Страница 9

Среди углеводородов, выбрасываемых автомобилями, в послед­нее время большое внимание привлекают к себе олефины — не­предельные углеводороды этиленового ряда. Особое значение при этом имеют олефины с 5—6-углеродными атомами — пентан, гексан. Олефины реагируют с окислами азота и образуют нитроолефины. Среди углеводородов обнаружены различные полицикличе­ские соединения (в том числе 3—4-бензпирен), весьма опасные для человека.

Проблема охраны атмосферного воздуха от выбросов автотран­спорта усложняется тем, что они поступают непосредственно в зону дыхания человека, и их рассеивание затруднено. Кроме того, нали­чие узких улиц и высоких зданий в городах способствует накопле­нию вредных веществ выхлопных газов автотранспорта в призем­ном слое.

2.2. Районирование по состоянию воздушной среды

Размещение промышленности определяет качественную и коли­чественную характеристику загрязнения среды, по состоянию ко­торой следует провести районирование территории области. В осно­ву районирования положено подразделение территории области как специфического экономического района с разной степенью освоеннос­ти, конкретными условиями размещения разных отраслей промыш­ленности, рассматриваемых с точки зрения загрязнения атмосфер­ного воздуха; в единстве с теми компонентами природной среды, ко­торые определяют не только существующее состояние атмосферного воздуха, но и возможность возникновения опасных ситуаций в бу­дущем. В частности, такими компонентами являются природно-климатические факторы, определяющие условия рассеивания промыш­ленных выбросов и потенциальную возможность их концентрации на отдельных участках. В одних случаях совокупность экономиче­ских и природно-климатических условий проявилась в виде существенного изменения атмосферного воздуха, в других этого не про­изошло, хотя территории можно считать потенциально опасными.

Анализ позволил выделить на территории области три района (А. Б, В) и восемь подрайонов — 1а — 5а, lб — 3б (рис. 4).

К району А относятся территории с высоким по сравнению с другим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Здесь распо­ложены предприятия угольной, черной, цветной, химической, энер­гетической, строительной промышленности, определяющие особенности состава атмосферного воздуха на отдельных территориях, в результате чего выделено 5 подрайонов.

Новокузнецкий подрайон (1а) характеризуется наибольшим уров­нем загрязнения. Сложный рельеф местности, неблагоприятные микроклиматические особенности, недостатки планировочной струк­туры населенных мест, а также мощные предприятия черной и цвет­ной металлургии определяют в отдельные периоды неблагопри­ятную в санитарно-гигиеническом отношении ситуацию.

Рис. 4. Схема загрязненности атмосферного воздуха.

Районы, где в населенных местах индекс загрязнения: а выше 1,0 (район А); б – Равно или ниже 1,0 (район Б); в – не регистрируются (малоосвоенная территория – район В).

Примечание. Подрайоны перечисляются в порядке уменьшения уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

НАРЬЯН-МАР , город (с 1935) в Российской Федерации, центр Ненецкого а. о., на р. Печора, в 110 км от Баренцева м. 20,3 тыс. жителей (1992). Морской и речной порт. Рыбокомбинат, лесопильный завод и др. Краеведческий музей.

ЦУСИМСКИЙ ПРОЛИВ , см. Восточный проход.

ЧЕКАНОВСКИЙ Александр Лаврентьевич (1833-76) , российский исследователь Сибири. По происхождению поляк. За участие в Польском восстании 1863-64 сослан в Забайкалье. В 1869-75 исследовал Приморский хр., Среднесибирское плоскогорье, реки Н. Тунгуска, Оленек, низовья р. Лена; открыл кряж, названный его именем.