Экологическое картографирование Экологическое картографированиеСтраница 32
По пространственному распределению (размеру территорий) загрязнители подразделяются на:
глобальные (фоново-биосферные, как, например, в случае с парниковыми газами - СО2, СН2, хлорфторуглеродами и пр.);
региональные;
локальные;
точечные.
По силе и характеру воздействия на окружающую среду загрязнения бывают:
фоновые;
импактные (от англ, импэкт - удар, толчок; синоним - залповое);
постоянные (перманентные);
постепенно нарастающие и катастрофические (аварийные, например выброс нефти при аварии танкера в море).
По источникам возникновения загрязнители разделяются на:
промышленные (например S02);
транспортные (например, альдегиды выхлопов автомобилей);
сельскохозяйственные (например, пестициды);
коммунально-бытовые (например, детергенты синтетических моющих средств).
Одна из проблем, связанных с появлением в экосистемах веществ антропогенного происхождения, - нарушение поллютантами химической коммуникации между организмами. Так, появление в водной среде фенола с концентрацией 5 мг/л искажает реакцию карповых рыб (например, горчака) на собственный феромон тревоги. При концентрации фенола 20 - 30 мг/л наступает полная потеря чувствительности к феромону. Таким образом, загрязнители способны нарушать экологическое равновесие в экосистемах, разрывая "химические контакты" между организмами.
Экзогенные вещества (от греч. экзо - снаружи и греч. генезис -происхождение) - вещества, появление которых связано с деятельностью человека (термин подчеркивает неприродное происхождение соединения).
Экотоксиканты (от греч. ойкос - дом и греч.токсикон - яд) -.ядовитые химические вещества антропогенного происхождения, вызывающие серьезные нарушения в структурах экосистем.
Суперэкотоксиканты (от греч. супер - сверху, над) - вещества, обладающие в малых дозах мощным токсичным действием полуфункционального характера. Для суперэкотоксикантов (СЭТ) фактически теряет смысл понятие предельно допустимой концентрации (ПДК). Кроме того, они резко повышают чувствительность живых организмов к другим, менее сильным (менее токсичным) ксенобиотикам. К суперэкотоксикантам относятся диоксины, дибензофураны, бензантрацены, микотоксины, нитрозамины, нафтиламины.
Все химические вещества, составляющие хемосферу, можно условно разделить на четыре группы:
1. Безвредные для человека.
2. Действуют на человека опосредованно, делая менее благоприятной среду его обитания,
3. Могут прямо действовать на человека как на живой объект, отравляя его (токсиканты) или поражая каким-либо другим способом (например, радиоактивные вещества - излучением).
4. Вещества неопределенного характера действия. О многих из них нет достаточно полных сведений (токсичность, поведение в биосфере).
Токсичность - свойство химических веществ, способность вызывать отравление (интоксикацию) организма. Она характеризуется дозой вещества, вызывающей определенную степень отравления.
При ингаляционных отравлениях доза равна произведению с t, где с - концентрация паров или аэрозоля (мг/м3); t - время вдыхания (мин).
При поражении другими путями (внутривенно, внутримышечно, через желудочно-кишечный тракт, кожу и пр.) доза оценивается количеством вещества в мг на 1 кг живой массы.
КОЛОКОЛ , ударный самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных типа колоколов: с языком и без языка (ударяемый извне). Европейский колокол, как правило, грушеобразной формы. В культовом обиходе преимущественно у христиан и буддистов. Используется и как сигнальный инструмент (см. в ст. Рында). В православной церкви колокольные звоны развились в самобытное искусство (см. Благовест, Трезвон).
НОВОРОССИЯ , историческая область на юге России и Украины (2-я пол. 18 - нач. 20 вв.). Занимала территорию степей Сев. Причерноморья.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ , режим, вводимый в стране (ее регионе) при особых обстоятельствах в порядке, предусмотренном Конституцией и (или) специальным законом о режиме чрезвычайного положения. Как правило, режим чрезвычайного положения связан с определенными ограничениями компетенции местных органов власти, а также прав граждан. В Российской Федерации чрезвычайное положение может быть введено Президентом с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания, которые утверждают соответствующий Указ президента.
