Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции
Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции
Страница 22

В нашем обществе привилось скептическое отношение к возможности изменить поведение людей методами обучения. Однако можно привести немало примеров последних лет, когда СМИ и отдельным пропагандистам удавалось в короткое время привить большей части населении России совершенно нелепые представления, например, о том, что болезни можно лечить по телевизору, не говоря уже о политических идеях. Проблема, таким образом, заключается в том, чтобы информация распространялась адекватными и разнообразными способами, была достаточной по объему, длительности, повторяемости, а результаты должны постоянно оцениваться и корректироваться. Если бы вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в СМИ уделялось столько же внимания, сколько экстрасенсам, проблема была бы давно решена.

Однако ведущую роль в предупреждении распространения ВИЧ играет обучение безопасному половому поведению.

Основные направления обучения индивидуальным методам профилактики ВИЧ-инфекции, несомненно, заключают в себе не требование изменения полового поведения, а объяснение, что существуют его альтернативные варианты.

В «чистом» виде, т.е. теоретически, существует две модели безопасного поведения: либо ограничение числа половых партнеров до минимума, либо пользование презервативами и другими приемами, снижающими риск заражения независимо от числа партнеров. В реальности, конечно, необходимо достигнуть того, чтобы отдельные личности умели пользоваться обоими подходами в зависимости от их личных обстоятельств: воспитания, культурных традиций, возраста, сексуальных потребностей, семейного положения, личных привязанностей, религиозных убеждений и т.п.

Это не исключает известных противоречий, возникающих, например, между религиозной традицией и необходимостью обеспечения населения подобной информацией. Так, католическая и православная церкви не одобряют ни внебрачные половые связи, ни пользование презервативом. Конечно, при строгом следовании этой традиции нет необходимости обучаться пользованию презервативами или другими способами «менее опасного секса». В то же время уже в ранней христианской литературе, в Евангелии, нетрудно обнаружить указания на то, что проституция (при последующем раскаянии, разумеется), может быть прощена, т.е. допускается. Мусульманская традиция в ряде толкований разрешает пользование презервативом, но только в браке. В то же время мусульманская традиция допускает многоженство и развод. В некоторых странах допускается кратковременный, на несколько дней или часов, брак, являющийся, на самом деле, прикрытием проституции.

Нельзя не считаться с мнением тех «консервативных» деятелей, которые высказывают опасения, что, рассказывая молодежи о пользовании презервативом, и других видах «менее опасного секса» преподаватели тем самым наталкивают слушателей на мысль о самой возможности относительно безопасных добрачных и внебрачных половых отношений и т.п., т.е. развращают их. Более того, некоторые склонны думать, что угроза заражения венерическими болезнями и ВИЧ, а также нежелательной беременности по сути дела должна отвращать людей от неправильного поведения.

Очевидно, решение этого противоречия заключается в самой форме обучения методам предупреждения заражения, которая должна в необходимой мере соответствовать местным традициям и принятым религиозным установкам. По-видимому, во всех сообществах есть группа людей, по тем или иным причинам не придерживающихся традиционных ограничений, как бы разумны они не были. Именно на эту часть населения должно быть направлено обучение методам «менее опасного полового поведения».

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ШМИДТ Сигурд Оттович (р . 1922), российский историк, заслуженный деятель науки России (1989), академик Российской академии образования (1992), доктор исторических наук, профессор. Сын О. Ю. Шмидта. С 1968 председатель Археографической комиссии АН СССР (с 1991 - Российской АН). Основные труды по истории русского феодализма (в основном 16 в.), истории культуры, источниковедению, историографии, археографии, краеведению и др.

ЖУЕВИЧ Живоин (1838-70) , сербский публицист. В 60-х гг. сотрудник журнала "Современник", ряда русских газет. Поборник братства и дружбы славянских народов.

ЛЕНДЛЕР , народный австрийско-немецкий танец (парный круговой). Музыкальный размер 3/4 или 3/8.