Эколого-экономическая характеристика Дальнего Востока Эколого-экономическая характеристика Дальнего ВостокаСтраница 8
Тяжелейшие условия жизни, сырьевая направленность экономики, высокая капиталоемкость хозяйственного освоения территории и повышенные транспортные затраты вследствие ее географической удаленности в современных, резко изменившихся условиях ставят регион в заведомо невыгодное положение. Сейчас в условиях самостоятельности производителей и не налаженной практики договорных отношений недопоставки продовольствия на Дальний Восток приобрели хронический характер. При этом “доля местного производства продовольствия не превышает 30% потребностей”[16]. Малая поддержка фермерских хозяйств, порой просто нехватка продуктов вынуждает население становиться браконьерами. Браконьерство, можно сказать, процветает на Дальнем Востоке, что наносит ощутимый ущерб окружающей среде.
Как мы видим, из-за общего кризиса в стране большинство предприятий простаивает, а другие работают не на полную мощность, что в целом конечно немного улучшает состояние окружающей среды. Но последствия того же кризиса (распостранение браконьерства, тяжелое социальное положение населения и т.д.) ухудшают его. Распостраняется множество болезней, например, во Владивостоке один из самых высоких показателей заболеваемости раком.
За последнее время произошел рост электроэнергетики (с 3.5% в 1991г. до 14% в 1994г.) и цветной металлургии (с 19.4% до 30% соответственно).[17] Эта тенденция отмечается на фоне более резкого падения других отраслей. Но если увеличение доли цветной металлургии следует считать положительным явлением, то рост доли электроэнергетики свидетельствует о повышении энергоемкости производства. К сожалению, эта тенденция продолжает сохраняться в ущерб, разумеется, окружающей среде.
Одной из серьезных проблем как в ресурсодобывающем регионе остается некомплексное использование природных ресурсов, которое выражается в том, что разрабатываются только наиболее доступные и качественные месторождения полезных ископаемых, требующие наименьших затрат по добыче и переработке. Однако в итоге это приводит к повышению затрат на дальнейшую эксплуатацию. По разным объектам такое превышение составляет от 35 до 85%.[18] Например, в добыче топлива для нужд промышленности и населения сейчас усилия прилагаются в трех направлениях: шельф о.Сахалин, освоение нефтегазовых месторождений Республики Саха (Якутия) и окончание строительства крупных угольных разрезов (Ургальский, Ерковецкий, Лучегорский и др.), строительство относительно недорогих угольных разрезов на небольших месторождениях.
ХАБАРОВСК (до 1893 Хабаровка) , город (с 1880) в Российской Федерации, центр Хабаровского кр., порт на р. Амур. Железнодорожная станция. 612 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка (заводы: "Дальэнергомаш", "Дальдизель", станкостроительный, судостроительный, судоремонтно-судостроительный, кабельный и др.), нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая промышленность; производство стройматериалов; химико-фармацевтический завод. 8 вузов. 3 театра. 4 музея. Основан в 1858 как военный пост (назван по имени Е. П. Хабарова).
ЯКОВЛЕВ Борис Николаевич (1890-1972) , российский живописец-пейзажист, народный художник России (1962), член-корреспондент АХ СССР (1958). Член Ассоциации художников революционной России. Картины на темы индустриализации страны ("Транспорт налаживается", 1923).
ЧЖАНЬЦЗЯН , город на юге Китая, на п-ове Лэйчжоу, пров. Гуандун, порт на Южно-Китайском м. 401 тыс. жителей (1990). Химическая, текстильная, пищевая промышленность, машиностроение. В 1898-1945 в составе французской концессии Гуанчжоувань.