Экономика и экология
Экономика и экология
Страница 21

С 1993 г. на территории ЗГНКМ построено более 50 км насыпных дорог, которые соединяют разные строящиеся промышленные объекты. Через р. Бол. Хэяха в районе среднего гидронамыва построен мост. Главная магистраль ЗГНКМ на субширотном её отрезке в 1 км севернее озёр Хибярисядато в самых мокрых местах расширяется (возможно, постоянно подсыпается). По кюветам наблюдается узкая полоса обводнения, которая в местах пересечения с вездеходными дорогами стала вдвое шире. В месте перехода дороги через ручей образовалась подпруда протяженностью 300 м, дорога здесь частично размывается. Очень сильное придорожное обводнение наблюдается в районе промбазы, где обводнена полоса шириной 30 м на протяжении 250 м, а также вдоль насыпной дороги и трассы трубопровода между промплощадками в районе ОРС-1.

Вдоль вездеходных дорог, как обычно, в заболоченных местах повышается увлажнение. Сильно разъезжен и обводнён участок между УКПГ-1в и незаконченной дорогой к гидронамывному карьеру. Здесь по вездеходной дороге образовалась цепь термокарстовых воронок длиной 150 м. Со временем они объединятся в мощную рытвину, чреватую последующей термоэрозией, термоабразией, протайкой мерзлых грунтов, образованием талика.

В пос. Тазовский изменение техногенного воздействия не столь динамично, как на территории ЗГНКМ. Юго-западная оконечность ВПП, ранее затопленная, в настоящее время засыпана, обводнённость явно сократилась. В 2-х км к югу от строящегося аэродрома заложен гидронамывной карьер на двух озёрах. Размер площадок для отвалов песка 150х200 и 300х300 м.

Песчаные раздувы возникают здесь при любом нарушении ПРС. Так, при пересечении ровной сухой дорогой небольшого заболоченного ручья со склонов последнего был взят песчаный грунт для возведения насыпи. Почвенно-растительный слой был уничтожен, и уже сейчас, по прошествии не более 3-х лет, заметно увеличение площади поражения ПРС за счёт дефляции. Очень активно дефляция протекает у озёр рядом с поймами рек Пур и Мал. Яр-Яха.

На стройплощадке НХК увеличились освоенные площади, проложено несколько новых коммуникаций. Почти на треть увеличилась площадь крупного карьера к югу от НХК. Карьер всё также обводнён на востоке, а на остальной части господствует дефляция.

Итак, по данным инженерно-экологического мониторинга, наиболее активная динамика техногенного воздействия за период 1993-1996 г.г. наблюдается на территории самого месторождения, где функционируют 3 гидронамывных и 1 сухоройный карьер, водозабор, отсыпано 9 промплощадок и более 50 км насыпных дорог. В зоне освоения построена часть дорог с твёрдым покрытием на насыпном основании: Ст. Уренгой - ЗГНКМ (118 км) и Тазовский - ЗГНКМ(36 км). Кроме того, продолжается строительство аэродрома в пос. Тазовский и НХК в окрестностях г. Нов. Уренгой. Сооружения находятся в хорошем состоянии, за исключением случаев с насыпными дорогами на неустойчивых ландшафтах, когда они увлажнены, а иногда и размыты.

Что касается результатов природно-экологического мониторинга изменений ГС и активизации ЭГП за три последних года, то они сводятся к следующему:

1. Уничтожен ПРС на всех насыпных площадках и дорогах, а также лес на гидронамывах.

2. Происходит изменение гидрологического режима р. Бол. Хэяха в связи с разработкой гидронамывных карьеров.

3. Интенсивно развиваются гидрогеологические процессы: обводнение вдоль дорожных насыпей на ландшафтах с низким экогеодинамическим потенциалом, особенно в районе озёр Хибярисядато, местами оно приводит к размыву дорожного полотна.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

ВАСИЛЬЕВ Александр Алексеевич (1882-1918) , один из первых российских летчиков. По профессии адвокат. Учился в летной школе Блерио (Франция). Победитель перелета Петербург-Москва в июле 1911. Установил несколько авиационных рекордов. В начале 1-й мировой войны вступил в армию добровольцем. В августе 1914 из-за повреждения мотора попал в плен к австрийцам в районе Львова. После неудачной попытки побега был заключен в лагерь строгого режима и умер в плену.

ФИРСОВ Николай Николаевич (1864-1934) , российский историк, доктор русской истории, профессор. Труды по истории российского города, торговли и промышленности 18 в., народных движений 17-18 вв., революционного движения 19 в., истории народов Поволжья.

РЕДАН (франц . redan), полевое фортификационное сооружение (укрепление), выступающее в сторону противника в виде угла 60-120 °и позволяющее вести косоприцельный огонь. В 18-19 вв. реданы возводились как отдельные укрепления и в виде непрерывных укреплений, соединенных между собой окопами.