Экономика и экология Экономика и экологияСтраница 17
Нарушения ГС уже тогда были значительными. В основном это механическое уничтожение ПРС и связанные с ним ЭГП - эоловые на обнаженных песках, обводнение на вездеходных колеях, подтопление вдоль насыпных дорог и связанный с ними линейный термокарст. Сильные изменения, где ПРС нарушен более чем на 50%, приурочены к насыпным дорогам и ж/д. полотну, ж/д. станции и её инфраструктуре, речному порту, промзоне, селитебной зоне, ГРС[7] "Тихая". Остальная часть полосы нарушений заполнена изменениями средней и слабой степени, а всё пространство к западу от этой полосы подвергалось пирогенным воздействиям. Кроме того, к 1993 г. отмечено и химическое загрязнение ГС[8].
На отрезке Коротчаево - НХК[9] изменения ГС линейно локализованы и обусловлены не столько интенсивностью техногенного воздействия, сколько низкой устойчивостью широко распространённых здесь болотных ландшафтов с большим количеством озёр и мелких ручьев. Вдоль дорог и трубопроводов почти повсеместно развилось искусственное обводнение, местами усилилась протайка ММП с начальной стадией термокарста. На песчаных берегах р. Ево-Яха активизировались эоловые процессы с образованием участков развеваемых песков площадью 1,5 х 2 км. Повсеместно отмечается механическое загрязнение бытовым и техническим мусором.
По мере приближения к строящемуся НХК воздействие усиливается, появляются мелкие карьеры, сгущается сеть грунтовых и вездеходных дорог. Для строительства использовались пески из сухоройных карьеров к югу от НХК, к ним ведут насыпные и грунтовые дороги.
Изменения ГС здесь местами сильные. В площади карьеров, на
территории строящихся корпусов, по дорогам и линейным коммуникациям полностью уничтожен почвенно-растительный слой, что само по себе является существенным изменением ГС. Наблюдаются изменения естественного стока вод из-за подпруживания ручьев коммуникациями, многочисленные случаи искусственного обводнения в карьерах, вдоль дорог, местами - размыва полотна дорог, отмечаются суффозионные и термокарстовые просадки, а на обнаженных дренированных участках - развевание песков.
Система транспортных коммуникаций на отрезке от НХК до г. Нов. Уренгой постоянно сопровождается зоной с многочисленными мелкими техногенными объектами, как то: мелкие карьеры, бульдозерные выемки, отдельные строения, складские территории, беспорядочная сеть грунтовых и вездеходных дорог, ответвления ЛЭП и трубопроводов. Эта зона охватывает пространство от трассы до поймы р. Ево-Яха. Сильные техногенные изменения отмечаются здесь лишь в карьерах, где уничтожен ПРС, на остальной площади механические нарушения слабые благодаря малой площади и незначительности техногенных объектов.
Город Новый Уренгой возник на новом месте на правом берегу приустьевой части р. Седэяха как столица газодобывающего края на севере Тюменской области. За 80-е годы он превратился в крупный административный, промышленный и культурный центр с развитой инфраструктурой. Основу промышленности составляет первичная переработка и транспортировка углеводородов, добываемых на богатейших месторождениях Западной Сибири. Площадь города к 1993 г. составляла около 100 кв.км.
АРШАКИДЫ (Арсакиды) , парфянская династия в 250 до н. э. - 224 н. э.
ЯКОВЛЕВ Николай Николаевич (1870-1966) , российский геолог и палеонтолог, член-корреспондент АН СССР (1925, член-корреспондент РАН с 1921). Труды по стратиграфии Донбасса, Урала и др. Провел первые палеоэкологические исследования беспозвоночных России. Первый председатель (с 1916, с 1940 почетный) Палеонтологического общества.
РЫНДИН Вадим Федорович (1902-74) , российский театральный художник, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1964). Главный художник Большого театра в Москве (с 1953). Тяготел к романтическому пафосу, героико-эпическим решениям (опера "Война и мир" Прокофьева, 1959). Государственная премия СССР (1950).