Экономика и экология
Экономика и экология
Страница 16

Изменения ГС, зафиксированные к 1993 г., местами сильные,

относятся, в основном, к нарушениям физико-механического свойства. Это, прежде всего, уничтожение ПРС[6] на территории посёлка, ВПП, карьеров, на дорогах. По обочинам дорог, на недостроенной ВПП, по путям вездеходного транспорта, в т.ч. на зимнике, местами отмечается искусственное обводнение, которое вызвано протайкой мёрзлого грунта вследствие нарушения поверхности почвогрунтов.

В наиболее ярких случаях по вездеходным колеям это обводнение привело к линейному термокарсту. Там, где зимник проходит по бровке склона к пойме р. Таз, из-за механического нарушения почвогрунтов местами отмечается активизация термоэрозионных процессов.

Пос. Старый Уренгой, расположенный на правом берегу р. Пур между устьями рек Бол. и Мал. Хадыръяха, долгое время был единственным населенным пунктом в среднем течении р. Пур и прилегающих водоразделах. До ближайших таких же маленьких посёлков Самбург и Тарко-Сале было не менее 120 км по прямой. Связь с внешним миром поддерживалась водным путём в период навигации, кроме того существовал временный аэродром с зимней ВПП, принимавший самолёты типа АН-2. Даже в 70-е и 80-е годы, в пору бурного всплеска геологоразведочных, а затем нефтегазодобывающих работ на Надым-Пуровском междуречье, посёлок не получил сильного импульса к развитию, т.к. находился на периферии территории месторождений, к тому же на другом берегу такой крупной водной преграды, какой является р. Пур. Он служил местом временного проживания работников изыскательских и буровых организаций и перевалочной базой всевозможных грузов, доставляемых по реке. Тем не менее, здесь появились насыпные дороги, была реконструирована ВПП для обслуживания лёгкой авиации и в летнее время, расширились складские и транспортные базы.

Если правобережье р. Пур, в том числе и пос. Ст. Уренгой, за 80-е годы изменилось мало, то левобережье преображено хозяйственной деятельностью весьма заметно. В 1993 г. уже существовала железная дорога, связавшая Уренгойскую группу месторождений с центром Западной Сибири; практически на голом месте возникли г. Новый Уренгой и пос. Коротчаево. С постройкой железной дороги в пос. Коротчаево появилась ж/д. станция со своей инфраструктурой (подъездные и запасные пути, склады, депо, ремонтные мастерские и т.д.), усилилась деятельность речного порта, куда была подведена ж/д. ветка.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

"ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА" ("Тайная железная дорога") , название тайной системы организации побегов негров-рабов из южных рабовладельческих штатов США на север. В 30-60-е гг. 19 в. с ее помощью было освобождено ок. 60 тыс. рабов.

ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ , в Казахстане. 151,2 тыс. км2. Население 648 тыс. человек (1991). Адм. ц. - Уральск.

МЕТАЛЛИЗАЦИЯ , покрытие поверхности изделия слоем металла или сплава для сообщения ей физических, химических и механических свойств, отличных от свойств металлизируемого материала. Применяется для защиты изделий от коррозии, износа, эрозии, повышения контактной электрической проводимости, в декоративных и др. целях. Виды металлизации: электролитическая, химическая, газопламенная (напыление), плакированием, осаждением химических соединений из газовой фазы, электрофорезом, вакуумная, взрывом, лазерная, плазменная, погружением в расплав, диффузионная и др.