Экономика и экология
Экономика и экология
Страница 16

Изменения ГС, зафиксированные к 1993 г., местами сильные,

относятся, в основном, к нарушениям физико-механического свойства. Это, прежде всего, уничтожение ПРС[6] на территории посёлка, ВПП, карьеров, на дорогах. По обочинам дорог, на недостроенной ВПП, по путям вездеходного транспорта, в т.ч. на зимнике, местами отмечается искусственное обводнение, которое вызвано протайкой мёрзлого грунта вследствие нарушения поверхности почвогрунтов.

В наиболее ярких случаях по вездеходным колеям это обводнение привело к линейному термокарсту. Там, где зимник проходит по бровке склона к пойме р. Таз, из-за механического нарушения почвогрунтов местами отмечается активизация термоэрозионных процессов.

Пос. Старый Уренгой, расположенный на правом берегу р. Пур между устьями рек Бол. и Мал. Хадыръяха, долгое время был единственным населенным пунктом в среднем течении р. Пур и прилегающих водоразделах. До ближайших таких же маленьких посёлков Самбург и Тарко-Сале было не менее 120 км по прямой. Связь с внешним миром поддерживалась водным путём в период навигации, кроме того существовал временный аэродром с зимней ВПП, принимавший самолёты типа АН-2. Даже в 70-е и 80-е годы, в пору бурного всплеска геологоразведочных, а затем нефтегазодобывающих работ на Надым-Пуровском междуречье, посёлок не получил сильного импульса к развитию, т.к. находился на периферии территории месторождений, к тому же на другом берегу такой крупной водной преграды, какой является р. Пур. Он служил местом временного проживания работников изыскательских и буровых организаций и перевалочной базой всевозможных грузов, доставляемых по реке. Тем не менее, здесь появились насыпные дороги, была реконструирована ВПП для обслуживания лёгкой авиации и в летнее время, расширились складские и транспортные базы.

Если правобережье р. Пур, в том числе и пос. Ст. Уренгой, за 80-е годы изменилось мало, то левобережье преображено хозяйственной деятельностью весьма заметно. В 1993 г. уже существовала железная дорога, связавшая Уренгойскую группу месторождений с центром Западной Сибири; практически на голом месте возникли г. Новый Уренгой и пос. Коротчаево. С постройкой железной дороги в пос. Коротчаево появилась ж/д. станция со своей инфраструктурой (подъездные и запасные пути, склады, депо, ремонтные мастерские и т.д.), усилилась деятельность речного порта, куда была подведена ж/д. ветка.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ЖЕЛЕЗОВСКИЙ Игорь Николаевич (р . 1963), белорусский спортсмен (конькобежный спорт), заслуженный мастер спорта (1985). Абсолютный чемпион мира по спринтерскому многоборью (1985, 1986, 1989, 1991, 1992, 1993), неоднократный чемпион СССР (1984-91) на дистанции 500 и 1000 м.

ЛУКАСЕВИЧ (Lukasiewicz) Ян (1878-1956) , польский логик, член Польский АН (1937), один из главных представителей львовско-варшавской школы. С 1945 профессор Королевской ирландской академии в Дублине. Построил первую систему многозначной логики. Разработал оригинальный язык для формализации логических выражений (т. н. бесскобочная символика Лукасевича).

ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ , в машиностроении - совокупность микронеровностей обработанной поверхности. Шероховатость поверхности описывается набором параметров, характеризующих среднюю и максимальную высоты неровностей и их ширины, средние расстояния между ними и т. д. Значения параметров для различных типов изделий и условий их эксплуатации устанавливаются стандартами.