Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза
Страница 4

Обычно в процессе ЭСХД выделяют два (иногда 3-4) основных этапа:

‑ комплексная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), разрабатываемая, как правило, в рамках проекта (иногда ‑ как отдельный параллельный этап, обычно, при отсутствии в проекте глубокого и всестороннего экологического обоснования предлагаемых решений), состоящая из совокупности покомпонентных оценок (частных ‑ по видам объектов воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т.д.), сводимых к итоговой обобщенной оценке;

экологическая экспертиза (ЭЭ), также комплексная, обычно понимаемая как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОВОС или другом виде экологического обоснования достаточности аргументации экологической безопасности (экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой или уже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда ещё одним видом коммерческой экологической экспертизы (КЭЭ) действующих объектов или территорий считают их экологический аудит (ЭА), осуществляемый в России пока в рамках экологического контроля (всё чаще ‑ монторинга), и не имеющий достаточной нормативно-правовой определенности (см. далее).

На первом этапе ‑ ОВОС, несущей в себе прежде всего элементы исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологического обоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности, осуществляется работа, во многом довольно похожая на западные процедуры с аналогичным названием. Традиционно она относится к начальному этапу ЭСХД, хотя её методология в дальнейшем используется и при более поздних проектных и послепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита и экологического контроля.

На втором этапе ‑ экологической экспертизе необходимо остановиться более подробно. Традиционно для СССР и России она понималась только как контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т.е. предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этом послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно не относится к экологической экспертизе и рассматривается уже как экологический контроль, которому предписывается не только чисто "мониторинговые" (сбор информации) или управленческие (принятие санкций на основе полученной информации) функции, но и экспертные (анализ собранной информации и подготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже ‑ службам мониторинга ОС приходится кроме своих прямых функций выполнять и несколько несвойственные ‑ экспертные. В результате возникло множество всяких "экспертиз", не обеспеченных ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации. Это не могло не сказаться отрицательно на качестве принимаемых управленческих решений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ЮЖНАЯ АВСТРАЛИЯ (South Australia) , штат на юге Австралии. 984 тыс. км2. Население 1,46 млн. человек (1993). Адм. ц. - Аделаида.

РУССКИЙ ОСТРОВ название нескольких островов в морях Сев . Ледовитого и Тихого ок. Наиболее значительны:..1) в архипелаге Норденшельда в Карском м. 309 км2. Полярная станция (с 1935);..2) в заливе Петра Великого Японского м., к югу от Владивостока (длина 18 км, ширина до 13 км).

ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ , система управления с замкнутым (посредством обратной связи) контуром передачи воздействий. Является одним из основных типов систем автоматического управления. Управляющие воздействия в замкнутых системах управления вырабатываются в функции отклонения значения управляемой величины от требуемого закона ее изменения. Пример замкнутой системы управления - центробежный регулятор частоты вращения вала двигателя.