Экологические проблемы Экологические проблемыСтраница 8
Еще одна серьезная проблема связана с эрозией почвы. В результате эрозии увеличивается количество взвеси в речных и морских прибрежных водах. Есть данные о том, что наличие взвеси в воде благоприятно для рыболовства, однако это не доказано. Вместе с тем совершенно очевидно, что осаждение чрезмерного количества взвеси ведет к разрушению коралловых рифов. Так, на Большой барьерный риф неблагоприятное воздействие оказало уничтожение лесов на континенте.
7. Уничтожение лесных богатств Земли.
Лес – это естественная устойчивая формация растительного покрова обширных областей земного шара, занимавшая до последнего времени одну треть поверхности суши. Если площадь, занятая лесами умеренной зоны, уменьшается незначительно, то тропические леса исчезают с такой скоростью, что к 2002 году будут занимать лишь 30 млн. га или 7% суммарной поверхности суши, тогда как в 1950 году эта цифра составляла 15%. Каждый год в мире уничтожается на 12 млн. га (что равно площади Англии), а еще 10 млн. га лесов деградируют, так как вырубка ценных пород на этих площадях не сопровождается соответствующим лесоустройством и природоохранными мероприятиями. А между тем тропические леса крайне нуждаются в охране. В древесине ценных пород заинтересованы практически все страны мира, и следовательно, все они должны отвечать за состояние тропических лесов. Страны Третьего мира, где эти леса произрастают, слабо развиты и не в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.
Традиционная практика расчистки лесов под пашню с помощью подсечно-огневого метода долгое время не приносило лесу ощутимого вреда, так как плотность населения была невелика. Необходимо также подчеркнуть, что времени, на которое поле забрасывали, и оно снова зарастало, хватало для того, чтобы восстанавливалась естественная лесная экосистема и плодородие лесных почв. Позже, когда численность населения возросла, и появились такие конкурентные виды землепользования, как постоянные сельскохозяйственные плантации или затопление при строительстве ГЭС, периода «отдыха» земли стало не хватать, и для освобождения новых посевных площадей потребовалась дополнительная вырубка лесов. Но развитие сельского хозяйства – не единственная причина уничтожения тропического леса: там заготавливают дрова и ценную древесину тропических пород, кроме того, лес вырубают и выжигают, расчищая пространства под пастбища.
ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович (1894-1977) , российский режиссер, актер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 актер студии Вахтангова, затем Московского Художественного академического театра. С 1924 руководил основанной им театральной студией. С 1940 главный режиссер Театра им. Моссовета. Постановки: "Трактирщица" К. Гольдони (1940), "Отелло" У. Шекспира (1944), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского (1967), "Петербургские сновидения" по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом. С 1947 профессор Государственного института театрального искусства. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1946, 1951).
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ , одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлеченные в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В кон. 19 - начале. 20 вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России абрамцево-кудринская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы (в Российской Федерации палехская миниатюра, дымковская игрушка и др.) развиваются при поддержке государства.
НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1889 , по другим данным, 1890-1950), артист балета, балетмейстер. В 1907-11 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 жил за границей, в основном во Франции. В 1909-13 участник Русских сезонов, в 1916-17 - в труппе С. П. Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушки - "Петрушка" И. Ф. Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" К. Дебюсси, "Весна священная" Стравинского (оба в 1913), "Тиль Уленшпигель" (1916) на музыку Р. Штрауса.
