Экологический менеджмент Экологический менеджментСтраница 6
Система экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от экономических и других обстоятельств. Интеграция экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента может привести к эффективному внедрению системы экологического менеджмента, а также сказаться на повышении эффективности организации в целом и на уточнении распределения обязанностей, позиций в менеджменте (ISO 14001. Annex A. A1. General requirements).
Многие могут здесь возразить, что улучшать экологические (и любые другие) показатели эффективности до бесконечности нельзя. По мере приближения к пределу сегодняшних технических и организационных возможностей предпринимаемые усилия будут приносить все меньший результат. Но это относится лишь к ситуации, где прочие условия статичны. В последние годы научно-технический процесс значительно ускорился, быстрая смена информационных технологий обуславливает рост темпов развития и других областей знания. Поэтому в реальном времени достижение очередного результата означает, что нужно двигаться дальше, только оценив, насколько изменились возможности, требования и ресурсы за время прошедшего этапа.
Кстати, в Нидерландах предприятия, достигшие высокого уровня эффективности системы экологического менеджмента декларируют и демонстрируют неухудшение ситуации. Класс есть класс.
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Общие характерные задачи и соответствующая им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на внутреннюю экологическую деятельность (деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач) и внешнюю экологическую деятельность (активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними лицами и сторонами).
Таблица 2
| Внутренняя деятельность | Внешняя деятельность |
| Обоснование экологической политики и обязательств | |
|
мотивация руководства предприятия к организации и развитию деятельности в области экологического менеджмента (мотивация "сверху"); |
подготовка и распространение соответствующих информационных материалов среди всех заинтересованных лиц и сторон; |
|
разработка рабочего варианта экологической политики и обязательств; |
обсуждение рабочего варианта экологической политики и обязательств с заинтересованными лицами и сторонами; |
|
информирование руководства и персонала о разрабатываемой экологической политике и обязательствах; |
выявление и учет общественного мнения, конкретных рекомендаций и предложений заинтересованных лиц и сторон при доработке экологической политики и обязательств; |
|
выявление и учет замечаний, рекомендаций и предложений со стороны руководства и персонала; |
тиражирование и распространение (публичное декларирование) принятой руководством предприятия экологической политики и обязательств. |
|
доработка экологической политики и обязательств; | |
|
осознанное принятие руководством предприятия экологической политики и обязательств на планируемый период. | |
| Планирование экологической деятельности | |
|
установление приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия; |
привлечение заинтересованных лиц и сторон к планированию экологической деятельности предприятия; |
|
установление законодательных и иных требований к приоритетным экологическим аспектам деятельности предприятия; |
включение в программы (планы) экологического менеджмента действий и мероприятий, направленных на активное взаимодействие с заинтересованными лицами и сторонами; |
|
разработка базы данных, обеспечивающей предприятию необходимую информацию об объектах экологического управления и экологического менеджмента; | |
|
разработка рабочего варианта экологических целей и задач; | |
|
определение критериев и показателей оценки результатов достижения поставленных экологических целей и задач; | |
|
вовлечение персонала предприятия в планирование экологической деятельности; | |
|
согласование экологических целей и задач с руководством предприятия; | |
|
разработка и утверждение руководством программы (или ряда программ) экологического менеджмента на планируемый период. | |
| Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов | |
|
осуществление запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.); |
осуществление запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, связанных с минимизацией воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков, смежных предприятий, потребителей продукции и услуг. |
|
осуществление практической деятельности по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций и деятельности в условиях таких ситуаций. | |
| Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль | |
|
организация (дополнительное развитие) системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с поставленными экологическими целями, задачами и принятой программой менеджмента; | |
|
предусматривание и осуществление определенных действий в случае несоблюдения установленных законодательством или предприятием требований к экологической деятельности (включая контроль документации и оперативный контроль); | |
|
предусматривание определенных корректирующих и/или предупредительных действий для устранения причин существующих или потенциальных несоблюдений требований к экологической деятельности предприятия. | |
КАЗАЧЕСТВО , военное сословие в России в 18 - нач. 20 вв. В 14-17 вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в 15-16 вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины т. н. вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине 16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 вв. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В нач. 20 в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население св. 4,4 млн. человек, св. 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило ок. 300 тыс. человек. В 1920 казачество как сословие упразднено. В 1936 были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во 2-й пол. 40-х гг.). С кон. 1980-х гг. началось возрождение традиций, культуры и быта казачества, появились казачьи организации.
АЛЕНА (?-1670) , предводительница крестьянского отряда в районе г. Темников в Крестьянской войне 1670-71, монахиня из крестьян. Казнена.
ЯМСКОЙ ПРИКАЗ , центральное государственное учреждение в России сер. 16 в. - 1711. Ведал организацией перевозок, службой ямщиков, устройством и поддержанием ямов и ямских слобод, административно-судебным управлением их населения. В 17 в. собирал также ряд налогов.
