Экология городов
Экология городов
Страница 5

В отличие от стационарных источников загрязнение воздушного бассейна автотранспортом происходит на небольшой высоте и практически всегда имеет локальный характер. Так, концентрации загрязнений, производимых автомобильным транспортом, быстро уменьшаются по мере отдаления от транспортной магистрали, а при наличии достаточно высоких преград (например, в закры­тых дворах домов) могут снижаться более чем в 10 раз.

В целом выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автома­шин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду бо­лее 200 веществ и соединений, обладающих токсическим дейст­вием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов и некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий вы­раженным канцерогенным эффектом.

Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздуш­ного бассейна городов автомобильным транспортом будет пред­ставлять наибольшую опасность. Это объясняется главным обра­зом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных тех­нических проектах и рекомендациях.

Кратко охарактеризуем ос­новные направления решения проблемы уменьшения загрязнения окружающей среды автотранспортом.

Совершенствованиедвигателя внутреннего сгорания.

Это тех­нически вполне реальное направление может снизить удельное потребление топлива на 10—15%, а также уменьшить объемы вы­бросов на 15—20%. Бесспорно, что этот путь может стать весьма эффективным в самое ближайшее время, поскольку не требует серьезных перестроек ни в автомобилестроении, ни в системе об­служивания и эксплуатации автомобиля. Здесь следует лишь учесть то, что реальный экологический эффект этих мероприятий не столь высок, как представляется на первый взгляд, поскольку, например, снижение объемов выбросов угарного газа в значитель­ной мере восполняется увеличением выбросов окислов азота.

Перевод двигателя внутреннего сгорания на газообразное топ­ливо.

Существующий многолетний опыт эксплуатации автомобиля на пропан-бутановых смесях показывает высокий экологический эффект. В автомобильных выбросах резко снижается количество угарного газа, тяжелых металлов и углеводородов, однако уровень выбросов окислов азота остается достаточно высоким. Кроме того, применение газовых смесей пока возможно лишь на грузовых ав­томобилях и требует налаживания системы газозаправочных стан­ций, поэтому возможности данного решения в настоящее время еще ограничены.

Перевод двигателя внутреннего сгорания на водородное топ­ливо часто рекламируется как чуть ли не идеальное решение проблемы, однако при этом часто забывают, что окислы азота об­разуются и при использовании водорода и что добыча, горение и транспортировка больших объемов водорода связаны с большими техническими трудностями, небезопасны и весьма накладны в эко­номическом отношении. В городе, насчитывающем несколько сот тысяч автомобилей, пришлось бы иметь громадные запасы водо­рода, одно хранение которых потребовало бы (для обеспечения безопасности населения) отчуждения громадных территорий. Если учесть при этом, что это дополнялось бы развитой сетью запра­вочных станций, то такой город был бы весьма небезопасен для его жителей. Даже если предположить, что будет найдено эконо­мически приемлемое решение проблемы хранения водорода (в том числе в самих автомобилях) в связанном состоянии, то эта проб­лема, по нашему мнению, едва ли будет перспективной в ближай­шие десятилетия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЕФИМОВ Александр Николаевич (р . 1923), российский военачальник, маршал авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир эскадрильи и штурман авиаполка; 222 боевых вылета. С 1969 1-й заместитель, в 1984-91 главнокомандующий ВВС - заместитель министра обороны СССР.

ЯКУТИЯ Республика Саха , в Российской Федерации. 3103,2 тыс. км2 (включая Новосибирские острова). Население 1074 тыс. человек (1994), городское 66%; якуты (365,2 тыс. человек, 1993), русские, украинцы, эвенки, эвены, чукчи. 33 района, 11 городов, 69 поселков городского типа. Столица - Якутск. Большую часть занимают горные хребты (Верхоянский, Черского и др.), плоскогорья и нагорья (на западе - Средне-Сибирское, на востоке - Янское, Оймяконское и др.). На севере - Яно-Индигирская и Колымская низменности. Средние температуры января от -28 до -50 °С, июля 2-19 °С. В районе Оймякона - полюс холода Северного полушария. Осадков 200-700 мм в год. Многолетняя мерзлота. Крупные реки - Лена, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма. Большая часть территории покрыта лесом. Предки якутов заселили край в 10-15 вв. Ко времени прихода русских в 1-й пол. 17 в. якуты делились на племена во главе с тойонами (князьками). В 1632 русскими основан Якутск. В 1805 образована Якутская обл. 27 апреля 1922 образована Якутская АССР в составе РСФСР. В сентябре 1990 провозглашен государственный суверенитет республики. В октябре 1991 учрежден пост президента. В декабре 1991 изменено название - Республика Саха (Якутия). Основная отрасль промышленности - горнодобывающая (алмазы, золото, слюда, руды цветных металлов, уголь, газ и др.). Лесная и деревообрабатывающая, пищевая, легкая промышленность, производство стройматериалов, машиноремонтные и другие заводы. Вилюйская ГЭС; Чульманская, Якутская, Нерюнгринская ГРЭС. Сельское хозяйство специализируется на животноводстве (мясо-молочное скотоводство, мясо-табунное коневодство); на севере - оленеводство. Развито звероводство, охотничий и рыбный промыслы. Посевы пшеницы, ячменя, овса и кормовых культур; выращивают картофель и овощи. Судоходство по Северному морскому пути, по Лене и ее притокам, а также по другим крупным рекам; крупный морской порт - Тикси. Построена железнодорожная линия Бамовская - Тында - Беркакит - Нерюнгри.

ТЕХНИКА ВЫСОКИХ НАПРЯЖЕНИЙ , раздел электротехники, охватывающий изучение и применение электрических явлений, протекающих в различных средах при высоких напряжениях (250 В и выше относительно земли).