
|
Растительность (фитоценоз) | |
|
Почвенные факторы (эдафотоп) | |
|
Климатические факторы (климатоп) | |
|
Гидрологические факторы (гидротоп) | |
Близкий по содержанию смысл вкладывается в термин «
биогеоценоз», введенный в литературу академиком В.Н. Сукачевым. Понятие биогеоценоза применяют обычно только к сухопутным природным системам, где обязательно в качестве основного звена присутствует растительный покров (фитоценоз). Экология обычно имеет дело только с элементарными биогеоценозами, т.е. такими, для которых свойственны однородные совокупности как живых организмов (растительности, животного мира), так и среды обитания (почвы, гидрологические условия, микроклимат и т.д.).
Рис.1. Схема биогеоценоза (экосистемы) по В.Н. Сукачеву.
Экосистемы (биогеоценозы) обычно включают два блока. Первый состоит из взаимосвязанных организмов разных видов и носит название биоценоза, второй блок составляет среда обитания, которую в данном случае называют биотопом или экотопом.
Каждый биоценоз состоит из множества видов, но виды входят в него не отдельными особями, а популяциями или их частями. Популяция – это часть вида (состоит из особей одного вида), занимающая относительно однородное пространство и способная к саморегулированию и поддержанию определенной численности. Каждый вид в пределах занимаемой территории, таким образом, распадается на популяции.
ОСИНСКИЙ Н . (наст. фам. и имя Оболенский Валериан Валерианович) (1887-1938), российский государственный деятель, экономист, академик АН СССР (1932). В 1917-18 председатель Высшего совета народного хозяйства, в 1921-23 заместитель наркома земледелия. В 1923-24 полпред в Швеции. С 1926 управляющий Центрального статистического управления. С 1929 заместитель председателя Высшего совета народного хозяйства. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
ФЬЕРД (швед . fjard), мелководный залив с невысокими, но крутыми скалистыми берегами; изобилует шхерами. Многочисленны в Швеции и Финляндии.
УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ ,..1) в России мужские педагогические учебные заведения для подготовки учителей уездных, городских, высших начальных училищ. Первый 4-годичный учительский институт работал в 1817-22 и 1838-46 при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге; с 1872 открывались 3-годичные учительские институты (58 к 1917). Преобразованы в педагогические институты и институты народного образования...2) В РСФСР с 1934 2-годичные педагогические учебные заведения для подготовки учителей 5-7-х классов; в 50-е гг. реорганизованы в педагогические институты и педагогические училища.