Экология. Предмет и методы
Экология. Предмет и методы
Страница 3

Таблица. 1. Классификация биологических наук (по Б.Г. Иоганзену).

Общие науки

Частные науки

Комплексные науки

Систематика

Морфология

Физиология

Экология

Генетика

Биогеогафия

Эволюционное учение

Микробиология

Ботаника

Зоология

Антропология  

Гидробиология

Аэробиология

Почвоведение

Паразитология  

В основе комплексных наук лежит изучение условий жизни организмов. Поэтому в них значительно глубже и шире развиваются экологические идеи, доминирует экологический подход при изучении конкретных явлений. Например, гидробиология изучает систематику, морфологию, физиологию (общие науки) животных, растений и микроорганизмов (частные науки), обитающих только в водной среде.

Следовательно, экология как общая биологическая наука также может быть расчленена на составные части: на экологию животных, экологию растений, экологию насекомых, экологию лесных пород и т.д. но если для других наук индивидуум является найкрупнейшей единицей, то для экологии он – мельчайшая единица исследований. Экология – вполне самостоятельный раздел биологии, имеющий свои содержание, предмет, задачи и методы исследования.

Содержание, предмет и задачи экологии.

Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, место обитания и logos – наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

АННАМСКИЕ ГОРЫ , во Вьетнаме и Лаосе; см. Чыонгшон.

ЖАДЕИТ , минерал, моноклинный пироксен, NaAl(Si2O6). Яблочно-зеленого цвета. Встречается в метаморфических горных породах; образует скопления в серпентинитах. Поделочный камень.

ФЕОФИЛАКТ , в миру Федор Леонтьевич Лопатинский (1670-е гг. - 1741), русский православный богослов, философ, епископ. Учился в Киево-Могилянской академии вместе с Феофаном Прокоповичем. Преподаватель и ректор Славяно-греко-латинской академии (1708-22), настоятель Заиконоспасского монастыря, затем архиепископ Тверской и вице-президент Св. Синода. Сторонник Стефана Яворского, противостоял направлению Феофана Прокоповича. В 1735 арестован, лишен сана; был в заключении в Выборгском замке до 1740.