Экономика и экология
Экономика и экология
Страница 10

Немаловажное значение в экономии минеральных топливно-энергетических ресурсов играет снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии.

Таким образом, основными направлениями экономии энергоресурсов являются: совершенствование технологиче­ских процессов, совершенствование оборудования, снижение прямых потерь топливно-энергетических ресурсов, структур­ные изменения в технологии производства, структурные из­менения в производимой продукции, улучшение качества то­плива и энергии, организационно-технические мероприятия. Проведение этих мероприятий вызывается не только необхо­димостью экономии энергетических ресурсов, но и важно­стью учета вопросов охраны окружающей среды при решении энергетических проблем.

Большое значение имеет замена ископаемого топлива други­ми источниками (солнечной энергией, энергией волн, прилива, земли, ветров). Эти источники энергетических ресурсов являют­ся экологически чистыми. Заменяя ими ископаемое топливо, мы снижаем вредное воздействие на природу и экономим органиче­ские энергоресурсы.

Из анализа ретроспективы развития природоохранной деятельности и ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует, что многомиллиардные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов.

Основной причиной значительного ухудшения экологической ситуации в нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, учитывающего уровень превышения ПДК и ПДВ. Это от­ражается на экономике источников, загрязняющих окружающую среду, а также базовых (стартовых) эколого-экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального наказания или поощрения.

При разработке нормативов учитываются региональные особенности процессов природопользования и воспроизводства природных ресурсов.

Одной из основополагающих посылок при формировании эколого-экономических нормативов является определение "пропорций" между возможными направлениями использования природных ресурсов в границах конкретной территории. Расчет нормативов должен осуществляться с учетом следующих положений:

• для каждого природного комплекса существует определен­ная величина максимально допустимой антропогенной нагрузки, которая не нарушает естественных процессов, и её действие может быть компенсировано процессами са­мовосстановления;

• при антропогенной нагрузке, более высокой, чем допусти­мое значение, но не превышающей конкретный для каж­дой природной системы предельный уровень, нарушения в естественном состоянии этой системы, вызванные дейст­вием антропогенного фактора, могут быть устранены в ре­зультате ликвидации нагрузки и проведения природо­охранных мероприятий;

• если антропогенная нагрузка на природную среду превы­сила предельный уровень, то развиваются процессы необ­ратимой деградации.

На современном уровне развития производственных сил в оборот вовлечены практически все территориальные элементы и компоненты окружающей среды, поэтому они подвергаются отрицательному воздействию загрязняющих веществ и физических факторов. Уровень и состав загрязнения дифференцируются по территории России и определяются отраслевой спецификой производства, явлениями переноса загрязняющих веществ через атмосферный воздух, воду и другие носители загрязнения окружающей среды.

В то же время в более развитых странах подход к проблемам окружающей среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются нормы содержания вредных веществ в выхлопных га­зах. Чтобы не потерять свою долю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors[1] засунула под капот современный 32-разрядный компьютер и озадачила его про­блемой сохранения окружающей среды. Микропроцессорное управление системой зажига­ния — не новость, однако, похоже, впервые в истории автомобильной промышленности про­граммно реализован приоритет чистоты вы­хлопа, а не выжимания лишних «лошадей» из мотора. Надо сказать, компьютер в очередной раз продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизив токсичность вы­хлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощности двигателя. Вдохновленный резуль­татом, коллектив инженеров и программистов начал экологиче­скую оптимизацию всего, что хоть как-то такую оптимизацию в состоянии вынести. Электрон­ный эколог под капотом бдительно следит за составом рабочей смеси, впрыскиваемой в ци­линдры, и «в режиме реального времени» управляет процессом сгорания топлива. А если, несмотря на все старания «уничтожить врага в его собственном логове» (в смысле, в цилинд­рах двигателя) что-то в выхлопную трубу и проскочит, то наружу не выйдет: специальные датчики тут же сообщат об этом компьютеру, который, перенаправив коварную порцию вы­хлопа в специальный отсек, уничтожит ее там с помощью электричества. Разумеется, не забыли навесить на двигатель и специально разра­ботанный каталитический дожигатель особой конструкции. Результат, как говорится, превзошел все ожидания: мощность двигателя снизилась со­всем ненамного, экономичность не пострадала, а что касается выхлопа — забавно, но факт: процентное содержание в нем вредных веществ заметно меньше, чем в воздухе, ко­торым дышат жители, например, централь­ных районов Лос-Анджелеса. Видимо, будет иметь смысл выводить выхлопную трубу ав­томобиля прямо в салон — чтоб легче дыша­лось. Этот достойный агрегат получил название Z-LEV (Zero Emission Vehicle), и производить его планируется . только через па­ру-тройку лет. А собственно, почему? Правитель­ство штата Калифорния (США) намерено с 2003 года ввести жесткую квоту: 10% новых автомобилей, регистрируемых в штате, долж­ны быть абсолютно экологически чистыми (имелись в виду, прежде всего, электромо­били). Honda Motors нацелилась отхва­тить кусочек этого 10-процентного пирога и даже начала предварительные переговоры с администрацией штата на темы того, что кон­кретно понимать под «абсолютной чистотой» и нельзя ли как-нибудь напялить на LEVa овечью шкуру, чтоб сошел за электромобиль. А могло ведь показаться — чистой воды (или воздуха) альтруизм .

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

СИЛОВОЙ КАБЕЛЬ , электрический кабель для передачи электроэнергии, обычно при напряжении до 500 кВ. Жилы силового кабеля выполняют из Cu, Al, стали, изоляцию - чаще всего из бумаги, пропитанной изоляционным составом, защитную оболочку - из Pb, Al. Силовой кабель на напряжения 1-10 кВ изготовляют также с пластмассовой и резиновой изоляцией.

ФАУЛС (Fowlеs) Джон (р . 1926), английский писатель. Роман с детективной интригой "Коллекционер" (1963) об одиночестве человека в мире отчуждения. Сатирический роман "Волхв" (1966) обличает мораль "вседозволенности", которой в романе "Женщина французского лейтенанта" (1969) противопоставлены духовные ценности эпохи "викторианцев". В повести "Башня из черного дерева" (одноименный сборник) (1974) - неприятие "массовой культуры".

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18 , война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, позднее Япония, Италия, Румыния, США и др.; всего 34 государства). Поводом к войне послужило убийство членом террористической организации "Молодая Босния" наследника австо-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. 15(28).7.1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19.7(1.8) Германия - России, 21.7(3.8) - Франции, 22.7(4.8) Великобритания - Германии. Создав перевес в войсках на Западном фронте, Германия оккупировала Люксембург и Бельгию и начала быстрое продвижение на севере Франции к Парижу. Однако уже в 1914 план германского командования на быстрый разгром Франции потерпел крах; этому способствовало наступление русских войск в Вост. Пруссии, вынудившее Германию снять часть войск с Западного фронта. В августе - сентябре 1914 русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам в Галиции, в кон. 1914 - нач. 1915 турецким войскам в Закавказье. В 1915 силы Центральных держав, ведя стратегическую оборону на Западном фронте, вынудили русские войска оставить Галицию, Польшу, часть Прибалтики, нанесли поражение Сербии. В 1916 после неудачной попытки германских войск прорвать оборону союзников в районе Вердена (Франция) стратегическая инициатива перешла к Антанте. Кроме того, тяжелое поражение, нанесенное австро-германским войскам в мае - июле 1916 в Галиции, фактически предопределило развал главного союзника Германии - Австро-Венгрии. В августе 1916 под влиянием успехов Антанты на ее стороне в войну вступила Румыния, однако ее войска действовали неудачно и в кон. 1916 были разгромлены. В то же время на Кавказском театре инициатива продолжала сохраняться за русской армией, занявшей в 1916 Эрзурум и Трапезунд. Начавшийся после февральской революции 1917 развал русской армии позволил Германии и ее союзникам активизировать свои действия на других фронтах, что, однако, не изменило ситуации в целом. После заключения сепаратного Брестского мира с Россией (3.3.1918) германское командование предприняло массированное наступление на Западном фронте. Войска Антанты, ликвидировав результаты германского прорыва, перешли в наступление, завершившееся разгромом Центральных держав. 29.9.1918 капитулировала Болгария, 30.10. - Турция, 3.11. - Австро-Венгрия, 11.11. - Германия. В ходе Первой мировой войны было мобилизовано ок. 74 млн. человек, общие потери составили ок. 10 млн. убитых и св. 20 млн. раненых.