Экологическая экспертиза Экологическая экспертизаСтраница 79
Одной из причин объединения всех этих аспектов в одно напрапвление явились проблемы охраны окружающей среды вообще, и необходимость предпроектной и проектной ОВОС, в частности.
К сожалению, необходимость рассмотрения в материалах ОВОС антропоэкологических оценок ещё недостаточно осознана в сфере управления охраной окружающей среды, чтот прослеживается и в законодательных актах, и в других нормативно-правовых документах. В частности, в законе РФ "Об экологической экспертизе" практически полностью отсутствуют требования об антропоэкологических оценках хозяйственной деятельности как самостоятельном разделе, хотя необходимость его разработки не подлежит сомнению.
Социально-экономические харктеристики состояния населения, которые должны учитываться в ходе проведения ОВОС, классифицируются наукой ‑ экологией человека следующим образом: демографические характеристики; показатели, характеризующие условия трудовой деятельности и быта, отдыха, питания, водопотребления, воспроизводства и воспитания населения, его образования и поддержания высокого уровня здоровья; характеристики природных и техногенных факторов среды обитания населения. При этом оценки подразделяют на субъективные (даваемые самими работающими или проживающими людьми) и профессиональные (получаемые с использованием объективных мкетодов измерения или официальных информационных источников).
Для характеристики социально-экологической ситуации на объекте или территории специалисты в области экологии человека выделяют две группы факторов, характеризующих антропоэкологическую обстановку, ‑ комплексные (интегральные) показатели: уровень комфортности природной среды и степень детериорированности жизненного пространства.
Оценка комфортности природных условий связана с анализом более трех десятков параметров природной среды, из которых более 10 относится к климатическим факторам, а остальные характеризуют наличие природных предпосылок болезней (в том числе рельеф, геологическое строение, состояние вод, растительности и животного мира и многие другие, рассматривавшиеся в предыдущих разделах). Для горных районов, например, дополнительно важно знать высоту объекта над уровнем моря и степень расчлененности рельефа.
Уровень детериорированности окружающей среды также объединяет довольно большое число показателей самого разного плана. К ним относятся традиционные комплексные оценки загрязненности геосфер, рассчитываемые в виде суммы соотношений реальных концентраций ЗВ и их ПДК, удельные суммарные показатели ПДВ и ПДС, связанные с оцениваемой площадью территории, и ряд других.
В числе демографических показателей, учитываеых при антропоэкологических оценках, чаще всего приводятся: коэффициент общей и детской стандартизованной смертности (на 1000 населения) с учетом возрастной структуры населения, коэффициент рождаемости, увязываемые в общий коэффициент естественного прироста, средняя ожидаемая продолжительность жизни и жизненный потенциал населения (число предстоящих лет жизни при условии сохранения данного уровня повозрастной смертности, в человеко-годах), показатели брачности и миграции, косвенно свидетельствующие об экологическом неблагополучии в регионе размещения объекта. Существуют и более сложные в расчетах комплексные демографические показатели: качества жизни и качества здоровья населения.
КАРАБАГИ Уста Гамбар (1830-е гг . - 1905), азербайджанский живописец-орнаменталист. Декоративные росписи с растительными и зооморфными мотивами (дворец шекинских ханов в Шеки, Азербайджан).
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ , финансовая организация Европейского сообщества. Основана в 1959 для безвозвратного финансирования присоединившихся ("ассоциированных") стран.
ЖЕНЕ (Genet) Жан (1910-86) , французский писатель. В первую половину жизни - бродяга и вор, в 1948 приговорен к пожизненному заключению, отмененному по ходатайству литераторов. В автобиографических романах "Богородица в цветах" (1942), "Чудо розы" (1946), документальном "Дневнике вора" (1949-50) - своеобразная, через обращение к приемам "черного" гротеска, героизация преступления; мотивы тотального разрушения и поругания в драмах "Служанки" (1947), "Балкон" (1956), "Ширмы" (1961), построенных в духе абсурда драмы.