Экологическая этика
Экологическая этика
Страница 15

Идеология представляет собой сочетание рациональных и иррациональных моментов и в этом смысле является как бы переходной от философии, в которой рациональный момент явно преобладает, к религии, в которой он может быть оттеснен на второй план. Рациональность науки смешивается в экологической идеологии с мистикой типа «Розы мира» Д. Андреева и иными менее рафинированно интеллектуальными течениями вроде системы П. К. Иванова, имеющей много последователей в нашей стране.

Привлечение понятий восточной философии, таких, как «ахимса» — ненасилие и непричинение вреда живому, и «дао» — естественный путь развития, сообщают экологической идеологии глубокое историческое измерение. От древних систем мысли до недавнего всплеска контркультуры прослеживаются исторические корни экологической идеологии, которая все же в целом — продукт XX века и ответ на вызов опасной ситуации во взаимодействии человека со средой его обитания, которую сам человек сотворил.

Попытаемся сформулировать принципы экологической идеологии. Прежде всего это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения, деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Этот принцип деятельности получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в настоящее время. В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, не взирая на очевидные различия в сложности строения и уровнях организации. Человек из «венца природы», которым он почитался с эпохи Возрождения, превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими. На смену антропоцентризму идет эксцентризм.

Юридический принцип равноправия находит нравственное обоснование и завершение в экологической этике, позволяющей сформулировать то, что можно назвать «золотым правилом» экологии.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17

НИЯЗИ (наст . фам. и имя Таги-заде-Гаджибеков Ниязи Зульфугарович) (1912-84), азербайджанский дирижер, композитор, народный артист СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1982). С 1937 дирижер, в 1951-65 (с перерывом) главный дирижер Азербайджанского театра оперы и балета, художественный руководитель Азербайджанского симфонического оркестра (с 1938), директор и главный дирижер Азербайджанской филармонии (с 1979). Опера "Хосров и Ширин" (1942), балет "Читра" (1960), симфонический мугам "Раст" (1949) и др. Государственная премия СССР (1951, 1952).

ЗОЛОТАЯ МАКРЕЛЬ (большая корифена) , рыба отряда окунеобразных. Окраска яркая, бока и брюхо отливают серебром или золотом. Длина до 2 м, весит до 30 кг. Обычна в тропических водах всех океанов. Объект промысла.

ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ , в машиностроении - совокупность микронеровностей обработанной поверхности. Шероховатость поверхности описывается набором параметров, характеризующих среднюю и максимальную высоты неровностей и их ширины, средние расстояния между ними и т. д. Значения параметров для различных типов изделий и условий их эксплуатации устанавливаются стандартами.