Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономикеСтраница 5
Финансовые трудности промышленных предприятий вызывают сокращение издержек за счет природоохранных расходов. Растет количество стихийных свалок в пригородах (дорожают услуги полигонов), тайных сбросов и закачек отходов в подземные воды. Сокращается рекультивация отвалов. О снижении объемов ввода очистных сооружений свидетельствует кризис с реализацией экологической техники, свертывание продаж биотехнологий на специализированных биржах.
Такие явления, как суверенизация, автаркия (т.е. политика хозяйственного обособления), разрывы связей, удорожание транспортировки ведут к повсеместному использованию в технологических процессах некондиционного сырья, аварийного оборудования, что приводит, как правило, к росту производственного травматизма, профессиональных заболеваний, промышленных отравлений. При сменах технологии вероятно подключение новых типов стоков к системам очистных сооружений, ориентированным на иной спектр загрязнителей.
Любые дополнительные вложения руководители предприятий стремятся направить в производство. Поэтому возрастает разрыв между производственными мощностями и системами природоохранной инфраструктуры. В условиях становления рыночных отношений, общего кризиса и спада производства усугубляются прежние экологические проблемы и возрастают новые.
Негативное воздействие на природу крупных предприятий сохраняется прежде всего в сложившихся старых многопрофильных промышленных центрах. В условиях кризиса и резкого дефицита средств, все, что не истрачено, направляется непосредственно в производство. И без того крайне перегруженная инфраструктура промышленных центров (включая системы контроля и очистки) может просто не выдержать дополнительных мощностей. Сильный рост загрязнения воздуха и воды в промышленных центрах создает весьма тревожную экологическую ситуацию.
Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественной продукции. В основном это характерно для предприятий легкой и пищевой промышленности. Особенностью экологического воздействия этих предприятий является дисперсное воздействие. При этом экологическая нагрузка не концентрируется в крупных промышленных центрах, а перемещается в районные центры, пригороды, сельские районы.
Внимание предпринимателей к пищевой и легкой промышленности, развиваемых преимущественно в малых городах и сельских центрах со слабой инфраструктурой очистных сооружений, ведет к росту удельных (на единицу продукции) загрязнений отходами производств, вредными выбросами в атмосферу и загрязнению водоемов. Вне крупных городов количество коммунальных канализационных сетей и очистных сооружений недостаточно, а в ряде районных центров вообще отсутствуют. В относительно крупных областных городах при остром дефиците средств реконструкция этих систем в ближайшие годы может остановиться. Сбросы же новых предприятий чаще всего будут замыкаться именно на общегородские системы отвода и очистки стоков. В общегородские канализационные сети весьма вероятно будут поступать производственные стоки, на очистку которых муниципальные очистные сооружения не рассчитаны. Возрастает аварийность из-за наличия в трубах активных химически агрессивных отходов. Осадки сточных вод становятся не пригодными для использования в качестве удобрений, встает проблема их утилизации.
ЦИСТРА (от франц . cistre), западноевропейский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с парными струнами. В 19 в. вытеснен гитарой.
ЮЛИЙ II (Julius) , в миру Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) (1443-1513), папа Римский с 1503. Племянник папы Сикста IV. Монах-францисканец, кардинал с 1471, папский легат во Франции (1480-84). Стремился к усилению папской власти, добился от Венеции возвращения захваченных ею городов в Романье, в 1511 возглавил антифранцузскую "Священную лигу". Покровительствовал искусству, призвал в Рим Браманте, Микеланджело, Рафаэля и др. архитекторов, скульпторов, живописцев.
БРОНЕТРАНСПОРТЕР , боевая бронированная гусеничная или колесная машина для перевозки мотострелковых (мотопехотных) подразделений (до 20 человек) к полю боя и их огневой поддержки. Бывают с башней и без нее. Вооружение - пулеметы, пушка и др. Скорость гусеничных бронетранспортеров до 70, колесных до 110 км/ч. Впервые появились в Великобритании в 1918.