Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике
Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике
Страница 5

Финансовые трудности промышленных предприятий вызывают сокращение издержек за счет природоохранных расходов. Растет количество стихийных свалок в пригородах (дорожают услуги полигонов), тайных сбросов и закачек отходов в подземные воды. Сокраща­ется рекультивация отвалов. О снижении объемов ввода очистных сооружений свидетельствует кризис с реализацией экологической тех­ники, свертывание продаж биотехнологий на специализиро­ванных биржах.

Такие явления, как суверенизация, автаркия (т.е. политика хозяйственного обособления), разрывы связей, удорожание транспортировки ведут к повсеместному использованию в технологических процессах некондиционного сырья, аварийного оборудования, что приводит, как правило, к росту производственного травматизма, профессиональных заболеваний, промышленных отравлений. При сменах технологии ве­роятно подключение новых типов стоков к системам очистных соору­жений, ориентированным на иной спектр загрязнителей.

Любые дополнительные вложения руководители предприятий стремятся направить в производство. Поэтому возрастает разрыв между производственными мощностями и системами природоохранной инфраструктуры. В условиях становления рыночных отношений, об­щего кризиса и спада производства усугубляются прежние экологичес­кие проблемы и возрастают новые.

Негативное воздействие на природу крупных предприятий сохраняется прежде всего в сложившихся старых многопрофильных промыш­ленных центрах. В условиях кризиса и резкого дефицита средств, все, что не истрачено, направляется непосредственно в производство. И без того крайне перегруженная инфраструктура промышленных центров (включая системы контроля и очистки) может просто не выдержать дополнительных мощностей. Сильный рост загрязнения воздуха и воды в промышленных центрах создает весьма тре­вожную экологическую ситуацию.

Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественной продукции. В основном это характерно для предприятий лег­кой и пищевой промышленности. Особенностью экологического воз­действия этих предприятий является дисперсное воздействие. При этом экологическая нагрузка не концентрируется в крупных промышленных центрах, а перемещается в районные центры, пригороды, сельские рай­оны.

Внимание предпринимателей к пищевой и легкой промышленности, развиваемых преимущественно в малых городах и сельских цент­рах со слабой инфраструктурой очистных сооружений, ведет к росту удельных (на единицу продукции) загрязнений отходами производств, вредными выбросами в атмосферу и загрязнению водоемов. Вне круп­ных городов количество коммунальных канализационных сетей и очис­тных сооружений недостаточно, а в ряде районных центров вообще отсутствуют. В относительно крупных областных городах при остром дефиците средств реконструкция этих систем в ближайшие годы может остановиться. Сбросы же новых предприятий чаще всего будут замы­каться именно на общегородские системы отвода и очистки стоков. В общегородские канализационные сети весьма вероятно будут посту­пать производственные стоки, на очистку которых муниципальные очистные сооружения не рассчитаны. Возрастает аварийность из-за наличия в трубах активных химически агрессивных отходов. Осадки сточных вод становятся не пригодными для использования в качестве удобрений, встает проблема их утилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЦИСТРА (от франц . cistre), западноевропейский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с парными струнами. В 19 в. вытеснен гитарой.

ЮЛИЙ II (Julius) , в миру Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) (1443-1513), папа Римский с 1503. Племянник папы Сикста IV. Монах-францисканец, кардинал с 1471, папский легат во Франции (1480-84). Стремился к усилению папской власти, добился от Венеции возвращения захваченных ею городов в Романье, в 1511 возглавил антифранцузскую "Священную лигу". Покровительствовал искусству, призвал в Рим Браманте, Микеланджело, Рафаэля и др. архитекторов, скульпторов, живописцев.

БРОНЕТРАНСПОРТЕР , боевая бронированная гусеничная или колесная машина для перевозки мотострелковых (мотопехотных) подразделений (до 20 человек) к полю боя и их огневой поддержки. Бывают с башней и без нее. Вооружение - пулеметы, пушка и др. Скорость гусеничных бронетранспортеров до 70, колесных до 110 км/ч. Впервые появились в Великобритании в 1918.