Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике
Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике
Страница 11

Одной из основополагающих посылок при формировании эколого-экономических нормативов является определение "пропорций" между возможными направлениями использования природных ресурсов в границах конкретной территории. Расчет нормативов должен осуществляться с учетом следующих положений:

• для каждого природного комплекса существует определен­ная величина максимально допустимой антропогенной нагрузки, которая не нарушает естественных процессов, и её действие может быть компенсировано процессами са­мовосстановления;

• при антропогенной нагрузке, более высокой, чем допусти­мое значение, но не превышающей конкретный для каж­дой природной системы предельный уровень, нарушения в естественном состоянии этой системы, вызванные дейст­вием антропогенного фактора, могут быть устранены в ре­зультате ликвидации нагрузки и проведения природо­охранных мероприятий;

• если антропогенная нагрузка на природную среду превы­сила предельный уровень, то развиваются процессы необ­ратимой деградации.

На современном уровне развития производственных сил в оборот вовлечены практически все территориальные элементы и компоненты окружающей среды, поэтому они подвергаются отрицательному воздействию загрязняющих веществ и физических факторов. Уровень и состав загрязнения дифференцируются по территории и определяются отраслевой спецификой производства, явлениями переноса загрязняющих веществ через атмосферный воздух, воду и другие носители загрязнения окружающей среды.

В то же время в более развитых странах подход к проблемам окружающей среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются нормы содержания вредных веществ в выхлопных га­зах. Чтобы не потерять свою долю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors[1] засунула под капот современный 32-разрядный компьютер и озадачила его про­блемой сохранения окружающей среды. Микропроцессорное управление системой зажига­ния — не новость, однако, похоже, впервые в истории автомобильной промышленности про­граммно реализован приоритет чистоты вы­хлопа, а не выжимания лишних «лошадей» из мотора. Надо сказать, компьютер в очередной раз продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизив токсичность вы­хлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощности двигателя. Вдохновленный резуль­татом, коллектив инженеров и программистов начал экологиче­скую оптимизацию всего, что хоть как-то такую оптимизацию в состоянии вынести. Электрон­ный эколог под капотом бдительно следит за составом рабочей смеси, впрыскиваемой в ци­линдры, и «в режиме реального времени» управляет процессом сгорания топлива. А если, несмотря на все старания «уничтожить врага в его собственном логове» (в смысле, в цилинд­рах двигателя) что-то в выхлопную трубу и проскочит, то наружу не выйдет: специальные датчики тут же сообщат об этом компьютеру, который, перенаправив коварную порцию вы­хлопа в специальный отсек, уничтожит ее там с помощью электричества. Разумеется, не забыли навесить на двигатель и специально разра­ботанный каталитический дожигатель особой конструкции. Результат, как говорится, превзошел все ожидания: мощность двигателя снизилась со­всем ненамного, экономичность не пострадала, а что касается выхлопа — забавно, но факт: процентное содержание в нем вредных веществ заметно меньше, чем в воздухе, ко­торым дышат жители, например, централь­ных районов Лос-Анджелеса. Видимо, будет иметь смысл выводить выхлопную трубу ав­томобиля прямо в салон — чтоб легче дыша­лось. Этот достойный агрегат получил название Z-LEV (Zero Emission Vehicle), и производить его планируется . только через па­ру-тройку лет. А собственно, почему? Правитель­ство штата Калифорния (США) намерено с 2003 года ввести жесткую квоту: 10% новых автомобилей, регистрируемых в штате, долж­ны быть абсолютно экологически чистыми (имелись в виду, прежде всего, электромо­били). Honda Motors нацелилась отхва­тить кусочек этого 10-процентного пирога и даже начала предварительные переговоры с администрацией штата на темы того, что кон­кретно понимать под «абсолютной чистотой» и нельзя ли как-нибудь напялить на LEVa овечью шкуру, чтоб сошел за электромобиль. А могло ведь показаться — чистой воды (или воздуха) альтруизм .

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

РАЕВСКИЙ Владимир Федосеевич (1795-1872) , декабрист, майор, адъютант М. Ф. Орлова, поэт. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Член "Союза благоденствия" и Южного общества. В 1822 за пропаганду среди солдат заключен в крепость. В 1827-56 на поселении в Иркутской губ. Автор воспоминаний.

ЦЕРКОВНАЯ ОБЛАСТЬ , то же, что Папская область.

ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКИЕ ЯЗЫКИ , см. Палеоазиатские языки.