Экологические правонарушения и наказания
Экологические правонарушения и наказания
Страница 2

Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.[3]

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды".2

Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное и породоресурсное законодательство:

- Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.[4]

- Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.[5]

- Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.[6]

- "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.[7]

- Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г.[8]

- Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.[9]

- Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.[10]

- Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и др.[11]

Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КАП) субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.[12]

В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Федерации.[13]

Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ПОНОМАРЕВ Борис Николаевич (1905-1995) , политический деятель, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1962), Герой Социалистического Труда (1975). В 1961-86 секретарь ЦК КПСС. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС в 1972-86. Работы по международному коммунистическому и рабочему движению. Ленинская премия (1982).

ДУХАН (от араб . дуккан - лавка), небольшой ресторан, трактир (на Кавказе, Ближнем Востоке).

МАРКИТАНТЫ (нем . Marketender, от итал. mercatante - торговец), мелкие торговцы, сопровождавшие войска в походах в европейских армиях. Деятельность маркитантов регламентировалась воинскими уставами. Существовали до нач. 20 в.