Экология Черного моря
Экология Черного моря
Страница 4

Поскольку прозрачность Черного моря невысока, по сравнению с водами Мирового океана, особенно в загрязненных участках, горизонты фотофильной и сциафильной растительности значительно сужены. Глубина произрастания фотофильных водорослей 0-15 м. Их подавляющее большинство - 248 видов (зеленые, большинство бурых, несколько видов красных). Глубина распространения сциафильных водорослей до 50 м. Их насчитывается 44 вида (красные, бурые и несколько видов зеленых). О влиянии на вертикальное распределение водорослей прозрачности воды, говорит следующий пример, приведенный по данным А.А. Калугиной-Гутник (1975) для Новороссийской бухты. Она указывает, что по мере продвижения к вершине бухты, прозрачность воды понижается и, вследствии этого, ширина зарослей макрофитов постепенно сужается. Самая узкая полоса зарослей наблюдается в закрытых и загрязненных участках бухты с прозрачностью воды 1-1,5 м.

В мелководных участках Черного моря наблюдаются наиболее резкие температурные колебания и, в целом фитобентос представлен широко распространенными эвритермными видами, среди которых немало космополитов. На больших глубинах (свыше 25 м.) состав альгофлоры остается почти постоянным круглый год, вследствие слабых сезонных колебаний температур. В основном, черноморская флора носит бореальный характер.

Так как соленость Черного моря значительно ниже солености вод Мирового океана состав альгофлоры представляет собой обедненную флору Средиземного моря и включает кроме того пресноводно-солоноватоводные элементы.

В результате проведенных исследований (Н.В.Морозова-Водяницкая(1930), А.А.Калугина-Гутник(1975), В.В.Громов(1998)) отмечена смена олигосапробных видов мезосапробными и местами полисапробными,что свидетельствует о возникновении очагов загрязнения на нашем Северо-Кавказском побережье.

2.Экологические проблемы Черного моря.

Каким образом можно приблизиться к урегулированию экологических проблем приморских регионов, столь привлекательных для промышленных лобби? Транснациональные компании при принятии решений о реализации проектов, в большинстве связанных с транспортировкой товаров, исходят прежде всего из их прибыльности. Так же зачастую поступают и правительства государств, далеко не всегда затрудняя себя оценкой сопутствующих экологических и, как следствие, экономических издержек проектов. Несколько иной логики придерживаются при анализе проектов неправительственные организации, в большинстве случаев представляющие интересы той части приморского населения, которое не может рассчитывать на непосредственную выгоду от реализации проектов, зато остро ощущает экологические издержки. Поэтому, как нам кажется, читателю будет небезынтересно познакомиться с предложениями общественных организаций России и Украины по решению экологических проблем Черноморского региона.

Выражение «сидеть на трубе» прочно вошло в наш лексикон. Даже школьник знает, что так обозначается ситуация, когда экономика региона и благополучие граждан всецело зависят от экспорта природных ресурсов, причем в основном невозобновимых. Между тем существует немало стран, строящих свое благополучие на другой основе — рациональном менеджменте и разумном использовании возобновимых природных ресурсов. Россия, увы, к их числу пока не относится. Хотя имеет для этого почти все.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

РЫНДИН Вадим Федорович (1902-74) , российский театральный художник, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1964). Главный художник Большого театра в Москве (с 1953). Тяготел к романтическому пафосу, героико-эпическим решениям (опера "Война и мир" Прокофьева, 1959). Государственная премия СССР (1950).

АХМАТОВА (наст . фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966), русская поэтесса. Примыкала к акмеизму (сборники "Вечер", 1912, "Четки", 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 в., сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике "Бег времени. Стихотворения. 1909-1965". Автобиографический цикл стихов "Реквием" (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. В "Поэме без героя" (1940-1965, полностью опубликована 1976) - воссоздание эпохи "серебряного века". Статьи об А. С. Пушкине.

РОМАН (франц . roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман - эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но "частная", внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем "эпопейно", т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация - столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является "открытой": основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т. Манн, М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также "Новый роман".