Что такое дьявол с точки зрения биолога
Что такое дьявол с точки зрения биолога
Страница 1

Для тех, кто имеет естественнонаучное образование, а также для всех, кто интересовался данным вопросом, совершенно очевидно, что название этой работы подражает названию нашумевшей в сороковых годах нашего века работы Шредингера “Что такое жизнь? С точки зрения физика.” В то время это было неслыханной новостью – о жизни традиционно высказывались врачи и биологи, смотревшие на этот, так сказать, процесс, “снизу вверх”, а также философы и богословы, взгляд которых был направлен, скорее, “сверху вниз” – и тут пришел физик, все перетряхнул, по-новому посмотрел на хорошо известные вещи, поставил кое-какие непривычные вопросы . И Нобелевская премия, которую он получил, означала признание нового для большой науки принципа – неожиданно плодотворного синтеза некогда далеких друг от друга направлений.

Разумеется, настоящая работа ни в коей мере не претендует на сколь-нибудь подобное признание, равно как, впрочем, и на неоспоримость, полноту освещения затронутых вопросов или религиозность. На что же она, в таком случае, претендует? Всего лишь на некоторую оригинальность и занимательность (вот уж качества совершенно необязательные для реферата; впрочем, подобно тому, как наиболее красивые дети зачинаются в любви, наиболее приятные рефераты пишутся на тему, диктуемую сердечной склонностью).

Не забудем еще оговориться, что в названии работы слово “биолог” не очень точно является синонимом понятия “человек с рациональным мышлением”, “исследователь” или, на современном научном жаргоне, researcher.

Да. Закончив таким образом рекламную паузу, перейдем к делу.

Глава первая.

Плевелы – сыны лукавого, враг, посеявший их, есть дьявол.

/От Матфея, 13, 38-39/

Итак, дьявол. Он же Вельзевул, Люцифер, сатана, антихрист, лукавый, змей-искуситель, Князь Тьмы, Князь бесовский, Зверь, Ангел Бездны и т.д., и т.п. Стараниями литераторов и режиссеров последнего времени, от Гете до Булгакова и голливудских режиссеров превратившийся не то во франтоватую колоритную личность (мессир Воланд, “Мастер и Маргарита”), не то в нечто мрачное и первобытно-ужасное (“Ребенок Розмари”, “Чернокнижник-2”). “Атеистический словарь”, издание 1985 года, дает следующее определение: “Сатана (от др.-евр. слова “сатан”, букв. – противодействующий), дьявол – по учению ряда религий – злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху .” Уже в этом лаконичном определении чувствуется некая странная двойственность этого персонажа: с одной стороны он (упорно и изобретательно) искушает людей на грех, а с другой стороны, являясь владыкой ада, сам же их и наказывает. Ну чем не диалектическое единство и борьба противоположностей?

Страницы: 1 2 3 4 5

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион (1884-1958) , немецкий писатель. После 1933 в эмиграции. В исторических романах ("Безобразная герцогиня", 1923; "Еврей Зюсс", 1925; "Иудейская война", 1932; "Лисы в винограднике", 1947; "Гойя", 1952; "Мудрость чудака", 1952 - о Ж. Ж. Руссо) разум, осознаваемый Фейхтвангером как двигатель прогресса и залог гуманного миропорядка, утверждает себя в борьбе с варварством и бездуховностью, воплощение которых в современном мире Фейхтвангер видит в фашизме [романы "Успех", 1930, "Семья Опперман" ("Семья Оппенгейм"), 1933, "Братья Лаутензак", 1943]. Пьесы. Книга "Москва 1937" (1937; о посещении СССР, вскоре после издания запрещена) фактически явилась оправданием сталинизма.

ЧОЙБАЛСАН Хорлогийн (1895-1952) , премьер-министр Монгольской Народной Республики с 1939, один из основателей Монгольского народно-революционной партии (1921). На Пленуме ЦК Монгольской Народной Рабочей Партии (декабрь 1988) осуждена деятельность Чойбалсана, приведшая к массовым репрессиям и беззакониям в стране.

БЕНЗОЙНЫЙ АЛЬДЕГИД , то же, что бензальдегид.