Что такое дьявол с точки зрения биолога
Что такое дьявол с точки зрения биолога
Страница 1

Для тех, кто имеет естественнонаучное образование, а также для всех, кто интересовался данным вопросом, совершенно очевидно, что название этой работы подражает названию нашумевшей в сороковых годах нашего века работы Шредингера “Что такое жизнь? С точки зрения физика.” В то время это было неслыханной новостью – о жизни традиционно высказывались врачи и биологи, смотревшие на этот, так сказать, процесс, “снизу вверх”, а также философы и богословы, взгляд которых был направлен, скорее, “сверху вниз” – и тут пришел физик, все перетряхнул, по-новому посмотрел на хорошо известные вещи, поставил кое-какие непривычные вопросы . И Нобелевская премия, которую он получил, означала признание нового для большой науки принципа – неожиданно плодотворного синтеза некогда далеких друг от друга направлений.

Разумеется, настоящая работа ни в коей мере не претендует на сколь-нибудь подобное признание, равно как, впрочем, и на неоспоримость, полноту освещения затронутых вопросов или религиозность. На что же она, в таком случае, претендует? Всего лишь на некоторую оригинальность и занимательность (вот уж качества совершенно необязательные для реферата; впрочем, подобно тому, как наиболее красивые дети зачинаются в любви, наиболее приятные рефераты пишутся на тему, диктуемую сердечной склонностью).

Не забудем еще оговориться, что в названии работы слово “биолог” не очень точно является синонимом понятия “человек с рациональным мышлением”, “исследователь” или, на современном научном жаргоне, researcher.

Да. Закончив таким образом рекламную паузу, перейдем к делу.

Глава первая.

Плевелы – сыны лукавого, враг, посеявший их, есть дьявол.

/От Матфея, 13, 38-39/

Итак, дьявол. Он же Вельзевул, Люцифер, сатана, антихрист, лукавый, змей-искуситель, Князь Тьмы, Князь бесовский, Зверь, Ангел Бездны и т.д., и т.п. Стараниями литераторов и режиссеров последнего времени, от Гете до Булгакова и голливудских режиссеров превратившийся не то во франтоватую колоритную личность (мессир Воланд, “Мастер и Маргарита”), не то в нечто мрачное и первобытно-ужасное (“Ребенок Розмари”, “Чернокнижник-2”). “Атеистический словарь”, издание 1985 года, дает следующее определение: “Сатана (от др.-евр. слова “сатан”, букв. – противодействующий), дьявол – по учению ряда религий – злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху .” Уже в этом лаконичном определении чувствуется некая странная двойственность этого персонажа: с одной стороны он (упорно и изобретательно) искушает людей на грех, а с другой стороны, являясь владыкой ада, сам же их и наказывает. Ну чем не диалектическое единство и борьба противоположностей?

Страницы: 1 2 3 4 5

РАЙ Раммохан (1772 или 1774-1833) , индийский просветитель, разработал религиозно-философскую систему, утверждавшую равенство людей и отвергавшую наиболее одиозные обычаи, увековеченные индуизмом. Основным средством общественного прогресса считал просвещение народа. Родоначальник современной бенгальской прозы.

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) , российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.

ЧАД , Республика Чад (Republique du Tchad), государство в Центр. Африке. 1284 тыс. км2. Население 6,1 млн. человек (1993); народности тубу, сари, багирми, хауса; арабы. Городское население - 32% (1990). Официальные языки - французский, арабский. Верующие - мусульмане, христиане, приверженцы местных традиционных верований. Административно-территориальное деление: 14 префектур. Столица - Нджамена. Глава государства - президент. Законодательный орган - Высший Совет переходного периода. Большая часть территории - равнина; на севере - нагорье Тибести (высота до 3415 м). Климат на севере тропический пустынный, на юге субэкваториальный. Среднемесячные температуры от 15 до 35 °С. Осадков от 100 до 1000 мм в год. Главная судоходная река - Шари. Оз. Чад. Пустыни на севере, саванны на юге. Национальные парки - Закума, Манза. С 1904 территория Чада в составе французской колонии Убанги-Шари - Чад, в 1914 выделена в отдельную колонию. С 1960 независимая республика. В 1975 произошел военный переворот. В стране неоднократно возобновлялись военные действия между различными военно-политическими группировками. В декабре 1990 к власти пришло Патриотическое движение спасения, объявившее о намерении ввести многопартийную демократическую систему. Чад - экономически слаборазвитая аграрная страна. Доля в ВВП (1989, %): сельское хозяйство 41,4, промышленность и строительство 16,8. Основа сельского хозяйства - хлопководство и животноводство. Возделывают также просо, сорго, рис, арахис и др. В оазисах - финиковая пальма. Св. 1/3 населения занимается кочевым и полукочевым скотоводством. Рыболовство. Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья и текстильные. Добывают соду в оз. Чад. Производство электроэнергии 85 млн. кВт.ч (1991). Длина автодорог 40 тыс. км, железной дороги нет. Экспорт: хлопок, скот, мясо, кожи. Основные внешнеторговые партнеры: Португалия, Франция, Германия, США, Япония. Денежная единица - франк КФА (Африканского финансового сообщества).