Экологическая экспертиза Экологическая экспертизаСтраница 67
Пример выделения зон экологического состояния по основным почвенным критериям приведен в табл. 7.
Таблица 7
Почвенные критерии нарушения экосистем
| ОЦЕНОЧНЫЕ | Классы геоэкологического состояния педосферы | ||||
| ПОКАЗАТЕЛИ | I - норма (Н) | II - риск (Р) | III - кризис (К) | IV - бедствие (Б) | |
|
Плодородие почвы (в % от потенциального) | более 85 | 85- 65 | 65-25 | менее 25 | |
|
Содержание гумуса (в % от превоначального) | более 90 | 90-70 | 70-30 | менее 30 | |
|
Площадь вторичного засоления почв (в %) | менее 5 | 5-20 | 20-50 | более 50 | |
|
Глубина смытости почвенных горизонтов | ‑ | смыт горизонт А1 или 0,5 гор. А | смыт горизонт А и частично АВ | смыты горизонты А и В | |
|
Площадь ветровой эрозии (полн. сдутые почвы, в %) | менее 5 | 10-20 | 20-40 | более 40 | |
ИРАКВСКИЕ ЯЗЫКИ , языки народностей ираку (иракв), гороа (горова, фиоме), алава (алагва) и бурунге (мбулунге) в северной Танзании. Принадлежат к кушитским языкам.
АРЛИ (Арлит) (Arlit) , крупный урановорудный район на северо-западе Нигера. Главные месторождения: Арли, Акута, Имурарен, Тасса-Нтагалге и др. Эксплуатируется с 1970. Осадочно-хемогенные месторождения представлены линзами песчаников. Главные минералы - настуран и коффинит. Подтвержденные запасы урана 210 тыс. т при среднем содержании в руде 0,22%. Производство урановых концентратов 3,10 тыс. т в пересчете на металл (1987).
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ , дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов - зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные "первичные" нарушения вызывают ряд "вторичных" отклонений в развитии аномальных детей; напр., нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин "дефективные дети" в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории "дети с отклонениями", "исключительные дети" и др.
