Экологическая этика
Экологическая этика
Страница 10

Этика экологического гуманизма — этика ахимсы, распространенная на весь мир. Экологический гуманизм требует изменения отношения к природе (защита животных, охрана среды от загрязнения и т. д.), к людям (сохранение культурного и индивидуального разнообразия), к Универсуму. Экологический гуманизм соединяет отношение к человеку и животным, преодолевая тот парадокс, что люди могут бороться за права животных и не обращать внимания на насилие над людьми. Права животных и людей в нем одинаково священны.

Экологический гуманизм основан на принципе гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого. «Попытка установить общезначимые ценностные различия между живыми существами восходит к стремлению судить о них в зависимости от того, кажутся ли они нам стоящими ближе к человеку или дальше, что, конечно, является субъективным критерием. Ибо кто из нас знает, какое значение имеет другое живое существо само по себе и в мировом целом».

В практическом плане экологический гуманизм включает в себя соответствующее поведение и даже питание, т. е. ненасилие и вегетарианство, которые вытекают из принципа ахимсы и заповеди защиты коровы в индуизме.

Если мы хотим преодолеть экологический кризис, нужно учиться ненасильственному взаимодействию с природой и отказу от желания покорить ее. Жизнь невозможна без насилия, но не желать его и стремиться уменьшить в нашей власти. Говорящим, что от нашего поведения ничего не зависит, можно возразить, что мы должны поступать в предположении, что личное действие все-таки имеет смысл и значение.

Чтобы освободиться от власти природы, человек прибегал к насилию. Теперь он свободен (скорее, думает так), а природа побеждена, и дальнейшее насилие опасно. Люди начинают понимать, что насилие над природой обращается против них самих. А гуманность по отношению к природе будет еще одним аргументом в обосновании необходимости отказа от насилия в межличностных отношениях.

Почему с экологической точки зрения нужно быть гуманным? Сохранение существующего разнообразия сохраняет мир, и не только материальный, который тем более устойчив, чем более разнообразен, но и душу человека, как подтверждает современная психология в лице Фромма. Добавим к этому аргумент кармы, который в христианстве интерпретируется как наказание за грехи. Отказываясь от насилия, мы спасаем природу и наши души.

Обоснование ненасилия в отношении к природе аналогично тому, которое приводил Толстой в отношении людей. Мы не знаем общечеловеческой истины, поэтому до тех пор, пока она не будет найдена, мы не должны применять насилие к людям. В отношении природы можно сказать: нам не известна абсолютная истина, поэтому до ее обнаружения мы не должны применять насилие по отношению к природе.

Ситуация в экологической области имеет свою специфику. Человек должен регулировать силы природы, как того требовал Н. Ф. Федоров, но любовью, а не насилием, как делает сейчас. Понятие любви к природе, которое противостоит стремлению к господству над ней, остается важным, несмотря на использование научной терминологии «регулирования», «оптимизации» и т. п.

Материальный прогресс потребительской цивилизации не может не вести к кризису, потому что материальные потребности, как уже подчеркивалось, в принципе могут расти беспредельно, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить. Экологический гуманизм позволяет ослабить антагонизм данного противоречия.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

"Ю-ТУ" (U2) , ирландская рок-группа, образована в 1976. Состав: Боно (наст. имя Пол Хьюисон) (вокал), Эйдж (наст. имя. Дэйв Эванс) (гитара), Ларри Маллен (ударные), Адам Клейтон (бас-гитара). Приобрели мировую известность в 1980-90-е гг. Исполняли песни в поддержку прав человека. Альбомы "War" (Война) (1983) и "The Joshua Tree" (Дерево Джошуа) (1987) стали лидерами национальных хит-парадов США и Великобритании. Группа была удостоена нескольких премий "Грэмми".

ШВЕДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК , основана в 1739 в Стокгольме. Выносит решение о присуждении Нобелевских премий (с 1901) по физике, химии и (с 1969) по экономике.

ЖУКОВ-ВЕРЕЖНИКОВ Николай Николаевич (1908-81) , российский микробиолог и иммунолог, академик АМН СССР (1948), ее вице-президент (1949-53). Труды по общей и экспериментальной иммунологии и микробиологии. Предложил методы профилактики чумы и холеры. Создал (1944) живую противочумную вакцину. Активный деятель лысенковского периода в биологии, пропагандировал антинаучные теории Т. Д. Лысенко, О. Б. Лепешинской, Г. М. Бошьяна. Государственная премия СССР (1950).