Экологические катастрофы и их последствия
Экологические катастрофы и их последствия
Страница 25

Ввод стержней, как показали позже специальные исследования, начавшийся после нажатия кнопки АЗ, при создавшемся распределении потока нейтронов по высоте реактора оказался неэффективным и также мог привести к появлению положительной реактивности.

Произошёл взрыв. Но не ядерный, а тепловой. В результате уже названных причин в реакторе началось интенсивное парообразование. Затем произошёл кризис теплоотдачи, разогрев топлива, его разрушение, бурное вскипание теплоносителя, в который попали частицы разрушенного топлива, резко повысилось давление в технологических каналах. Это привело к тепловому взрыву, развалившему реактор.

Снижение мощности реактора, как уже было сказано, началось в 1 час 00 минут 25 апреля. Затем этот процесс остановили по требованию диспетчера энергосистемы. И продолжение работы по снижению мощности вновь началось в 23 часа 10 минут.

Рассмотрим, какие опасные процессы происходили в активной зоне за эти 22 часа. Прежде всего, необходимо отметить, что в ходе цепной реакции образуется целый спектр химических элементов. При делении ядер урана появляется йод, имеющий период полураспада около семи часов. Затем он переходит в ксенон-135, обладающий свойством активно поглощать нейтроны.

Ксенон, который иногда называют “нейтронным ядром”, имеет период полураспада около девяти часов и постоянно присутствует в активной зоне реактора. Но при нормальной работе аппарата он частично выгорает под воздействием тех же нейтронов, поэтому практически количество ксенона сохраняется на одном уровне.

А при снижении мощности реактора и соответственно ослаблении нейтронного поля количество ксенона (за счёт того, что его выгорает меньше) увеличивается. Происходит так называемое “отравление реактора”. При этом цепная реакция замедляется, реактор попадает в глубоко подкритичное состояние, известное под названием “йодной ямы”. И пока она не пройдена, то есть “нейтронный яд” не распадётся, ядерная установка должна быть остановлена. Попадание аппарата в “йодную яму” происходит при провале мощности реактора, что и случилось на 4-м энергоблоке ЧАЭС 25 апреля 1986 года.

Ксенон понизил мощность аппарата, и для поддержания его “дыхания” потребовалось вывести из активной зоны большое количество стержней СУЗ, которые также поглощают нейтроны. Таким образом, стремление персонала, несмотря ни на что, провести эксперимент вступило в противоречие с требованиями регламента.

Сразу после аварии

Взрывы в 4-м реакторе ЧАЭС сдвинули со своего места металлоконструкции верха реактора, разрушили все трубы высокого давления, выбросили некоторые регулирующие стержни и горящие блоки графита, разрушили разгрузочную сторону реактора, подпиточный отсек и часть здания. Осколки активной зоны и испарительных каналов упали на крышу реакторного и турбинного зданий. Была пробита и частично разрушена крыша машинного зала второй очереди станции.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29

ПЕТРОЛОГИЯ (от греч . petros - камень и ...логия) (петрография), наука о горных породах, их минералогическом и химическом составе, структуре и текстуре, условиях залегания, закономерностях распространения, происхождении и измельчении в земной коре и на поверхности Земли. Некоторые исследователи к петрографии относят только описание горных пород, а к петрологии генетическую часть. Петрология тесно связана с минералогией, геохимией, вулканологией, тектоникой, стратиграфией и учением о полезных ископаемых. Различают петрологию магматическую, метаморфическую и петрологию осадочных горных пород (или литологию). По характеру изучаемых свойств и применяемым методам выделяют следущие разделы петрологии: петрохимию, петрофизику, петротектонику, физико-химическую и экспериментальную петрографию, техническую петрографию и др.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА , 1) в древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счета. 2) В Др. Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы и греческого языка. 3) В современной Великобритании и некоторых странах Содружества средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет. 4) В России 17 в. школа при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы.

ВЯЗЬМА , город в Российской Федерации, Смоленская обл., на р. Вязьма. Железнодорожный узел. 59,9 тыс. жителей (1992). Машиностроительный, графитовых изделий, кожевенный заводы; льнокомбинат. Известен с 1239. Церковь Одигитрии Смоленской, Троицкий собор (оба - 17 в.). Историко-краеведческий музей. В Отечественную войну 1812 ок. Вязьмы русские войска 22 октября (3 ноября) нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии.